Территория закрытого полигона преображается: уже сейчас практически ничто не напоминает о том, что на этом месте ещё недавно была свалка. Пейзаж похож на космический — в данный момент гору мусора закрывают изолирующими слоями песка и специального покрытия. Мы побывали на бывшем полигоне, об увиденном расскажем подробно.

На десятки метров вглубь и в высоту

Полигону ТБО близ Парфёнова примерно сорок лет. Собственник получил его «в наследство» ещё от муниципального предприятия специализированного автохозяйства и механизации, которое эксплуатировало свалку с советских времён. Именно свалку: полигон хоть и принято называть полигоном, но он им никогда не был. По сути, это обычный выработанный карьер, который десятилетиями заполнялся мусором. Абсолютно бесконтрольно. Сколько составляла его глубина, уже не вспомнит никто, зато высота к моменту закрытия была исполинская — примерно 30 метров. «Пятно» полигона, то есть площадь, которую он занимал, к тому моменту по кадастру составляла 4,7 гектара. Но на момент начала рекультивации его «тело» уже активно расползалось.

К частнику, который эксплуатировал объект до 2014 года, было несколько претензий. Во-первых, к этому времени полигон «перерос» свои границы. Во-вторых, были зафиксированы нарушения правил его эксплуатации. Депутат Государственной Думы Сергей Пахомов, который тогда занимал должность главы округа, приложил все возможные усилия, чтобы закрыть эту свалку. Начался активный поиск средств на рекультивацию полигона, отходы Сергиева Посада начал принимать г. Александров.

Решать проблему нужно было в срочном порядке: открытая всем дождям и ветрам куча мусора никем не охранялась, и это большая удача, что за всё время простоя она ни разу не горела. Деньги на рекультивацию были выделены в рамках программы «Экология и окружающая среда Подмосковья на 2017-2026 годы», на обезвреживание полигонов потратят 2,3 миллиарда рублей.

Вместо горы — холм

Очевидные перемены в парфёновском ландшафте видны и с земли, и из космоса. Снимки, выполненные со спутника, фиксируют холм — облагороженный и более пологий. По словам заместителя директора МБУ «Развитие» Романа Есина (предприятие-заказчик работ по рекультивации), на сегодняшний день закончено формирование тела полигона. Что это значит? Кучу сместили на изолирующий материал, который предотвратит проникание фильтрата в почву. В результате разравнивания гора понизилась метров на двадцать и стала более пологой. Площадь «пятна» при этом увеличилась до 16 гектаров. Подрядчик «подчистил» и прилегающую к этому кадастровому участку территорию, так что и в окрестностях царит идеальный порядок.

}} На сегодняшний день свалка представляет собой «слоёный пирог» из многочисленных слоёв изолирующих, газоотводящих и армирующих материалов, слоёв щебня и песка

Сверху всё покроют двадцатисантиметровым слоем плодородного сертифицированного грунта, который в дальнейшем планируется засеять газонной травой. В «тело» этого холма уже вмонтированы системы по расщеплению на фракции фильтрата — в узком смысле слова так называют жидкую фракцию, которая выделяется на свалках и полигонах для твёрдых бытовых отходов из мусора при его гниении. До того момента, как здесь установят очистные сооружения, он будет откачиваться на специализированные предприятия по утилизации.

На вопрос, много ли его образуется в колодцах, рабочие отвечают, что много, особенно в дождь. «Нам крайне важно полностью закрыть тело полигона до наступления осени. Пока формировалось его «тело», работали круглосуточно, сейчас здесь можно наблюдать технику, принимающую песок и щебень, разравнивающую эти слои. Больший объём работ позади», — говорит Роман Есин.

Воздух — чист

Исполнитель контракта компания «Континент» специализируется на благоустройстве, строительстве и рекультивации бывших свалок. В её портфолио — полигоны в Икше и Саларьево. «В нашей стране такие работы проводятся впервые, поэтому каждый проект хоть немного, да изменяется. Например, если раньше использовался гладкий изолирующий материал, то теперь применяем ребристый — это позволяет избежать сползания грунта в дальнейшем. К марту холм будет полностью готов к озеленению. Рядом мы построим модульные здания для размещения технического контроля, станцию очистки фильтрата, оборудуем освещение», — сообщил Борис Васильев, начальник участка.

}} О качестве изоляции можно судить по запаху, а вернее — его отсутствию. Воздух даже у «подошвы» новообразованной горы чист и свеж. Контроль за его качеством осуществляют две мобильные станции экомониторинга — в Парфёнове и на Реммаше

Полученные данные передаются автоматически в профильное региональное министерство. Пока что всё в пределах нормы.

После завершения работ будет выбрана компания, которая продолжит обслуживать и контролировать территорию, следить за процессами внутри холма, за газоотведением. «Использовать эту территорию можно будет через пару десятков лет. Кто знает, может, мы пойдём по европейскому пути — устроим здесь комплекс для любителей лыж?» — предполагает Роман Есин.

А что с мусоросортировочным комплексом, который ранее располагался рядом со свалкой? Здесь царит запустение. Хозяин бросил технику, сортировочную ленту, а саму территорию сдал в аренду «Континенту» под строительный городок. Говорят, собственники всерьёз подумывают о том, чтобы продать этот участок. Бизнес стал нерентабельным после вступления в силу закона о региональном операторе утилизации отходов.

Евгения Николаева

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ПАХОМОВ, депутат Государственной Думы:

— На протяжении тридцати лет в непосредственной близости от деревни без контроля и учёта в огромных количествах складировали отходы. Власть на протяжении десятилетий допускала создание этой гигантской мусорки высотой с девятиэтажку, пока жители были вынуждены этим дышать и пить эту воду. В 2013 году, когда я стал главой района, одним из первых мною принятых решений было — во что бы то ни стало закрыть этот полигон. Что было дальше, все наверняка помнят: обращение в прокуратуру, уголовные дела, закрытие полигона. Буквально в ежедневном режиме убеждал региональных и федеральных чиновников в необходимости рекультивации. «Парфёново» было включено в госпрограмму, и в прошлом году начались работы: на них было выделено 2,3 млрд рублей из федерального бюджета, казны Москвы и Московской области. До конца следующего года на месте, где не так давно располагалась свалка, появится зелёный холм. Но на этом история бывшего парфёновского полигона не закончится: в течение десяти лет за состоянием этой территории будут следить экологи.