Театральный фестиваль «У Троицы» зашёл, как сказали бы игроки, с козырей — поставил в программу первых дней несколько коллективов-тяжеловесов, но принципиально разных: тут и блистательные столичные театры с щедрой господдержкой, и лучшие образцы некоммерческого театра из глубинки, принципиально сторонящегося государевой заботы.

Блеск шестидесятых

Московский губернский театр — тот самый, которым руководит Сергей Безруков, — сразу после церемонии открытия грянул рок-н-роллом, очаровал Таривердиевым и расшевелил зал острой поэзией шестидесятых. На таком фоне развивался сюжет первого спектакля «Поэтическое кафе «Луч» об «оттепели» — периоде в истории страны, когда, как казалось, позволялось чуть больше и чуть громче.

То, что для одних стало поводом сравнить настроения разных эпох, для других оказалось красивой ностальгической картинкой. И действительно, яркие костюмы, цветные ленты-пояса, платья в горошек, танцы в переливающихся лучах прожектора и настоящий джаз-бэнд на сцене — всё это очень красиво.

Соня — Марине 

«Сны о Сонечке» привёз Вологодский камерный драматический театр, победитель прошлого фестиваля «У Троицы». Это наоборот максимально лаконичный спектакль, в котором всё внимание сосредоточено на монологе актрисы Сонечки Голлидэй, подруги Марины Цветаевой. Монолог обрамлён стихами поэта — именно так заставляла себя звать сама Цветаева. Моноспектакль заслуженной артистки России Ирины Джапаковой полон тоски и мечтаний, и становится лучшей иллюстрацией водоворота, в котором оказались творческие люди между революцией и войной.

Этот маленький театр интересен ещё и как пример выживания в мире, где содержание даже самой скромной труппы требует огромных денег. Больше двадцати лет назад троица творческих сотрудников государственного театра ушли в свободное плавание, играли в заброшенном старинном здании в Вологде, были вынуждены съехать, скитались по площадкам, ремонтировали новое, снова были гонимы, и опять нашли новое пристанище. Тем не менее театр выживает, имеет в Вологде своего постоянного зрителя, и почти каждый его спектакль собирает увесистую порцию призов на фестивалях. «Есть только живое и мёртвое искусство, нет большого и маленького», — сказал газете «Вперёд» режиссёр «Сонечки» Яков Рубин.

Что дальше?

Жюри возглавила историк театра, критик и профессор ГИТИСа Нина Шалимова. Вместе с ней спектакли оценивают санкт-петербургский обозреватель «Известий» Евгений Авраменко, а также критик и преподаватель из того же города Алексей Пасуев. Открывая фестиваль, Нина Шалимова обратила внимание на то, как внимательно театры-участники работают со светом на незнакомой для себя сцене: «Так, чтобы зритель не потерял ничего из того, что видят московские зрители».

Самый главный вопрос сегодня — будет ли продолжение фестиваля в свете новых ограничений, коснувшихся массовых мероприятий. Уточнить, состоится ли выбранный спектакль, можно по телефону 542-97-90, информация также есть на сайте teatr-kovcheg.ru и в соцсетях.

Владимир Крючев

Фото Анастасии Бухаровой