Сергиевопосадские школьники потихоньку начинают забывать, что такое «учиться во вторую». Единственной школой, работающей в таком режиме, остаётся 21-я. Пока это явление не стало достоянием истории окончательно и бесповоротно, вспомним, от чего и, главное, зачем мы от него уходим.

Откуда берётся вторая смена?

Вторая смена в школах — верный спутник демографического подъёма. Это когда строители не успевают за родителями. В лучшие годы в среднестатистической параллели было по шесть-семь классов (перестроечный бум рождаемости был такой). В худшие — едва набиралось два. Когда число классов возрастает хотя бы до условных четырёх, школа начинает работать в одну смену с перегрузом. Альтернативой становится обучение всех «лишних» учеников во вторую смену.

Вторая смена для ребёнка

Кто не помнит, каково учиться с часу до шести, — вкратце напоминаем. Встаёшь в школу вроде бы неплохо. Высыпаешься, носом не клюёшь. Родители на работе. Не подгоняют и не выталкивают в шею. Собираешься не спеша. Скорее всего, даже не опаздываешь. Хотя.... если дисциплина хромает, всё равно опаздываешь. Находятся интересные занятия по дороге. Первые два урока чувствуешь прилив сил. На этом плюсы заканчиваются. Дальше начинается один сплошной минус. Вернулся домой в полседьмого по темноте, зимой. Не погулял. Уроки делать нет сил и неохота. А завтра утром и подавно. Поэтому делаешь сегодня. Наспех. Ложишься спать мертвецки усталым. В кружки и секции не ходишь — некогда. Теряешь друзей, которые учатся в первую, не имея возможности увидеться, кроме как на выходных и каникулах. Плохо.

Вторая смена для родителя

Ещё немного воспоминаний. Ушёл на работу, вернулся уставшим. А на кухне гора грязной посуды. Тетрадь по русскому оставлена, за домашнее задание сына двойка, даже если добросовестно делал весь вечер. Когда учился в первую, было на две тройки в четверти меньше. Не у всех так драматично, конечно. Без контроля совсем отбился от рук. В школу идёт неопрятным, нечёсанным, с пятном на рубахе. Гулять не ходит. Постоянно грубит: общается со сверстниками мало. Если успевает на гитару в музыкалку, то только на последний урок. Возвращается поздно. К 8-9 вечера.

Вторая смена для учителя

Здесь порой хуже, чем для родителя. С семьёй совершенно несовместимо. Особенно, если молодой. Начинаешь работать в 8:30. Заканчиваешь — как придётся. Проводишь в школе большую часть дня. Для всех заинтересованных лиц — сплошная жуть, от которой было необходимо всеми верными способами избавляться.

Сергей Рунько

КОММЕНТАРИИ

Сергей Пахомов, депутат Госдумы:

— Если иметь понятный, прозрачный план своей работы, то не существует проблем, которые невозможно было бы решить. Именно с таким настроем в 2014 году я взялся за решение проблемы второй смены в наших школах, которая, напомню, существовала ещё с 1980-х годов. На этом пути нам пришлось принять ряд нестандартных решений. Например, полностью объединить школу № 14 и семхозскую школу № 23. Здесь мы соединили не только руководство, но и педагогические коллективы, а также все хозяйственные вопросы. Честно говоря, на тот момент школа в Семхозе была пустой на две трети, местные жители не хотели водить туда своих детей, но после наших реформ и капитального ремонта школа вновь обрела жизнь и сейчас почти полностью загружена. Также мы вернули в систему среднего образования здание бывшей школы № 3 в Спортивном переулке, которое лет двадцать использовалось не по назначению.

Существенной поддержкой в этом вопросе стало и общее выравнивание качества образования во всех школах. Мы активно проводили ремонты в школах, в том числе и не используемых ранее помещений, вводя их в общий процесс обучения. Таким образом мы смогли перевести почти полторы тысячи детей на обучение в первую смену. Ещё один большой шаг в этом направлении, который мы сделали при поддержке регионального правительства, — построили новую школу на 1100 мест на Владимирской улице. Это было решение губернатора, которое основывалось не только на нашей потребности, но и на результатах нашей собственной работы в этом направлении, о которой я сказал выше. Новая школа позволила убрать вторую смену в 11-й и 4-й школах. В итоге на сегодняшний день в районе лишь одна школа осталась работать в две смены — это школа № 21. Мы постарались отрегулировать там расписание таким образом, чтобы дети второй смены как можно раньше заканчивали обучение. Раз я начал эту работу, то должен её завершить. Сегодня у нас готов проект школы на 550 мест в районе Зубачёвского поля, а сами работы по строительству предусмотрены в программе Московской области на 2021-2023 годы. В этой же программе — и строительство нового здания физматлицея, но это отдельная история. С открытием школы в Зубачёве вторая смена навсегда уйдёт из школ нашего округа.

Наталья Горбунова, директор школы № 21:

— Я работаю в школе практически 40 лет. Начиная с 1960-х годов прошлого века мы учились в одну смену всего два года и с большой перегрузкой. Было время, когда мы арендовали площади в бассейне. Вторая смена влияет на режим, на самочувствие учеников. Сложно чисто физиологически. Во вторую смену у нас учатся третьи-четвёртые и шестые-седьмые классы. На успеваемости младших она отражается несильно. Что касается старших, в шестом-седьмом она падает в принципе. Существующий распорядок усугубляет падение. Организация учебного процесса в две смены труднее — с половины восьмого утра до половины седьмого вечера. Сложно и детям, и учителям. Мы пытаемся выводить предметников в одну смену, но получается не всегда. Если он взял пятый класс, то не бросает его и ведёт во вторую. Бывают дни с очень плотным графиком. Ждём новую школу на Зубачёвском поле. Чтобы нам перейти на одну смену, в новую школу нужно вывести больше 500 человек.