Конкуренция на рынке коммунальных услуг набирает обороты: управляющие компании бьются буквально за каждый дом. И это как раз тот эффект, которого добивались разработчики Жилищного Кодекса: в конечном итоге от этой борьбы выиграть должен потребитель.

Коммунальный «бумеранг»

До начала марта дом № 4а на бульваре Кузнецова в Сергиевом Посаде обслуживала УК «Мособлэксплуатация». Претензий к работе этой организации у жителей масса.

«Ремонт в подъездах по программе софинансирования в нашем доме был проведён в 2019 году, но сделан он был некачественно — например, краска со стен уже осыпается. Гарантия на выполненные работы действует два года, но наших требований в управляющей компании словно не слышали», — жалуется Мария Соколова.

По словам женщины, в феврале на общем собрании жильцов было принято решение сменить управдома.

«Соседи попросили подобрать компанию, мы выбрали «Респект». Все необходимые документы были отправлены в Госжилинспекцию, как и полагается по закону. С марта нас обслуживает эта УК. Но, как оказалось, тут же было проведено повторное собрание, на котором люди приняли решение вновь вернуться к «Мособлэксплуатации». У нас проживает много пожилых людей, кому за 80. Видимо, их убедили, что это нужно», — говорит Мария.

Безусловно, агитация в индивидуальном порядке не запрещена законом. И собственники жилья действительно могут в любой момент поменять управдома, предварительно проведя общее собрание жильцов и ознакомившись с отчётом управляющей компании о проделанной работе. Но в данном случае «чехарда» со сменой УК может всерьёз подкосить «здоровье» многоквартирного дома, так как в этом случае нарушается его экономика. Спланировать годовой цикл обслуживания имущества невозможно.

«Дома нам и без того достались в печальном состоянии: легче перечислить, чего там не нужно делать, чем сделать. Это убитый фонд. Мы намерены бороться. Пойдём в суды. Аналогичная ситуация в доме № 3 на бульваре Кузнецова, в домах № 7 и № 9 на ул. Чайковского. Люди в заложниках ситуации», Андрей Жуков, заместитель директора УК «Респект». Чем закончится эта история, покажет время. Но что совершенно точно — что двум конкурентам придётся доказывать жителям на деле, кто из них оказывает более качественные услуги. Главное, чтобы не возникали двойные квитанции.

Замкнутый круг

Жители дома готовятся к следующему общему собранию, и здесь, как говорится, вновь решит большинство. Пока же между собственниками идёт война «партизанская» — соревнование в агитации. История с голосованием не может продолжаться бесконечно, и кто-то должен поставить точку в этом вопросе.

«Собрание считается легитимным, если в нём приняли участие собственники, обладающие более чем половиной от общего числа голосов в доме. Коммунальные услуги — это такой же товар, и жители вправе выбирать исполнителя. У любой работы есть сроки выполнения. Если в компании игнорируют заявки от жильцов, то это повод для жалобы в Госжилинспекцию. До того, как компанию оштрафуют, может пройти полгода, поэтому проще и быстрее будет сменить УК», — поясняет начальник управления коммунальной инфраструктуры администрации городского округа Александр Афанасьев. Да и годится ли штраф в качестве воспитательной меры, если других денег коммукоммунальной компании, кроме как деньги жильцов, нет?

Проще говоря, жители оплатят штраф из собственного кармана. По словам Александра Афанасьева, в округе на сегодняшний день действуют 28 управляющих организаций. Так что жителям есть, из чего выбирать. В доковидную эпоху Госжилинспекция ежегодно публиковала рейтинг управляющих организаций и, справедливости ради, стоит отметить, что «Мособлэксплуатация» в них числилась в уверенных «середнячках». В 2020 году данные не обновлялись, но в ближайшее время работа по оценке деятельности УК будет возобновлена.

Евгения Николаева

Фото Светланы Володиной