В Сергиево-Посадском городском округе возобновились очные совместные приёмы адвокатов и представителя уполномоченного по правам человека в Московской области Татьяны Накоряковой.

Помогите, переселите!

Адвокат Игорь Купцов специализируется на гражданско-правовых отношениях и уголовных делах. Бывший следователь несколько лет назад переквалифицировался в правозащитника, сейчас он член региональной адвокатской палаты и коллегии адвокатов. Сегодня его помощь потребовалась шести посетителям приёмной.

Супружеская чета из Пересвета проживает в доме № 3 по улице Ленина. Люди жалуются, что их квартира, а также квартира соседа, проживающего этажом выше, буквально трещат по швам. Они утверждают, что из-за строительных работ по углублению подвала, которые проводились несколько лет назад, нарушилась геометрия фундамента дома, из-за чего проседают потолки и дали трещины стены. На приёме заявители предоставили экспертизу, и она действительно выявила нарушения целостности конструкции дома, но причины, по которой происходят подвижки, аварийными не посчитала. Жители двух пострадавших квартир просили помочь признать жильё аварийным и расселить их дом.

«В настоящее время дом не признан аварийным, а подлежит капитальному ремонту. Ранее в соответствии с законодательством администрацией округа жильцам было предложено жильё из маневренного фонда, но они от него отказались. Жильцы остальных подъездов категорически против расселения.

По документам до 1 июня 2021 года Госжилинспекция должна обследовать две квартиры заявителей и установить, пригодны ли они для проживания. В администрации подтвердили, что сейчас прикладываются все силы для того, чтобы дом был включён в программу капитального ремонта», — поясняет представитель Уполномоченного.

Тайный «грабитель»

А эта история произошла с жителем Богородского. Мужчина пожаловался, что на протяжении нескольких лет он получает подозрительно маленькую пенсию — чуть больше пяти тысяч рублей. «Эта сумма значительно ниже прожиточного минимума, такого быть не должно. Мы обратились в Управление социальной защиты, где нам сообщили, что доплаты до уровня прожиточного минимума производятся регулярно и по факту его пенсия превышает 9 тысяч рублей. Пенсионный фонд также подтвердил, что размер пенсии более 5,5 тысяч, но производятся удержания по исполнительному производству», — поясняет представитель Уполномоченного по правам человека Татьяна Накорякова.

«Сейчас ему нужно обратиться в службу судебных приставов, где есть вся информация о том, на основании чего происходит списание. Если оно производится безосновательно, то есть шанс вернуть эти деньги через суд, и в этом будет оказана помощь», — поясняет адвокат. По его словам, в любом случае, с учётом действующего законодательства и судебной практики, денежных средств, которые ежемесячно остаются у должника после удержания судебными приставами, не должен быть меньше величины прожиточного минимума на должника и его иждивенцев.

Исходя из рассказа пенсионера, адвокат сделал вывод: мужчина ранее мог иметь долги перед ресурсоснабжающей организацией. Решение о списании долга с социальной карты мог принять мировой суд. Если заседание происходило без присутствия сторон, то судебное постановление автоматически было передано приставам. Остаётся открытым вопрос, почему эта информация не была донесена до ответчика.

Кредитная история

На совместный приём правозащитников записалась жительница села Константиново. Женщина рассказала, что несколько лет назад ей срочно потребовались деньги и она решила взять кредит — 400 тысяч рублей. «Приличные» банки в займе отказывали, так как в кредитной истории нашей героини были «тёмные пятна». Зато в микрокредитной организации её встретили с распростёртыми объятиями.

«Процент был объявлен сумасшедший — 36, но меня заверяли, что через несколько месяцев мой кредит будет передан в банк, что позволит его снизить. Кредит был оформлен под залог квартиры. Я исправно платила более полугода, а потом меня сократили. Банк обратился в суд, который постановил забрать у нас единственное жильё», — рассказывает женщина.

Сейчас вместо 400 тысяч рублей женщина должна банку чуть более миллиона. Адвокат Игорь Купцов посоветовал оспорить решение суда — кроме этих квадратных метров у семьи действительно ничего нет. Чтобы не остаться на улице, женщине было также рекомендовано обратиться в администрацию округа: в подобных случаях может быть предоставлено жильё из маневренного фонда. «К сожалению, такие случаи нередки, но здесь требуется комплексная работа юриста. С потерей постоянной регистрации пожилые члены семьи могут лишиться всех положенных льгот, предусмотренных в Московской области», — поясняет адвокат.

В ГК РФ есть статья под номером 446, которая чётко говорит, что единственное жильё забрать кредитор не имеет права. Но это так лишь отчасти. На деле норма не распространяется на имущество, которое является объектом ипотеки. В случае нашей героини так и произошло. Заявителю помогли составить обращение к главе округа о предоставлении маневренного жилого помещения. Разъяснили о необходимости собрать перечень документов для признания семьи малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Африканская мать

Жительница Сергиево-Посадского городского округа обратилась за перерасчётом страховой пенсии. Несколько лет она находилась в декретном отпуске, но это время не было включено в стаж, поскольку женщина на тот момент проживала в… одном из африканских государств.

История, на самом деле, нередкая во времена заката СССР. Женщина, тогда ещё студентка, повстречала чернокожего красавца, студента военного института. Начали встречаться, она забеременела, родила дочь. Спустя несколько лет он их перевёз к себе, но в жёны не взял: как оказалась, он давно и безнадёжно женат. Семейного счастья, по крайней мере, с нашей героиней, не вышло. Через год-другой женщина становится гражданской женой уже другого африканца. Рожает ещё троих детей. Двое вернулись с ней в Россию, а ещё один сын остался за границей. Сейчас он поступил в один из столичных вузов, учится на очном отделении. Денег матери не хватает. Вот и решила женщина включить «иностранный» декрет в общий стаж.

«Проблема в том, что нет ни одного подтверждения того, что посетительница действительно осуществляла уход за детьми. Она нигде официально не работала. Так что решение об отказе в перерасчёте страховой части пенсии правомерно», — считает адвокат.

«Если доход превышает прожиточный минимум, но материальное положение остаётся сложным, можно попросить поддержки у депутатов Московской областной Думы. Адресную помощь можно получить на лекарственные препараты, на ведение хозяйственной деятельности», — сообщила Татьяна Накорякова.

Евгения Николаева