Написать этот материал подвигла новость с далёкого полуострова Ямал. Центробанк России совместно с правительством региона затеял на Крайнем Севере любопытный эксперимент — в 13 детсадах будут организованы уроки финансовой грамотности. Детям объяснят, что такое капиталистический мир — труд, деньги, зарплата, рыночные отношения. Тем самым подгото- вят к взрослой жизни. Есть ли что-то подобное в наших краях?

СПРАВКА 

Уоррен Баффет. Американский мультимиллиардер. Один из самых известных инвесторов в мире. Родился 30 августа 1930 года. Отличается особой интуицией. Гуру инсайдерской торговли. Вкладывал деньги в цифровые корпорации задолго до того, как они выбились в лидеры по капитализации. На пике могущества его состояние оценивалось в 108 миллиардов долларов США. Сейчас занимает четвёртое место в списке самых богатых инвесторов. К его рекомендациям прислушиваются.

Истоки богатства

Долго искать не пришлось. Во дворце творчества «Истоки» на бесплатных уроках финансовой грамотности школьникам четвёртый год втолковывают основы разумного экономического поведения. Даже муниципальные чемпионаты проводят среди старшеклассников. В игровой форме и на пальцах детям разных возрастов объясняют, как вести себя с деньгами в элементарных ситуациях и не остаться с носом. Ну и как не оставить с пустым кошельком собственных родителей, разумеется.

Когда-то в школе был предмет «Экономика». Теперь его нет. Постигать азы приходится либо на обществознании, либо самостоятельно, либо факультативно — на таких вот уроках.

«С ранних лет дети начинают мыслить разумно и лучше родителей разбираются в финансовых инструментах и способах преумножения средств», — говорит преподаватель финансовой грамотности Виктория Мокрушина.

Всё в твоих руках

Уроки финансовой грамотности от «Истоков» — это не изучение скучнейшего конфликта кейнсианцев, монетаристов и марксистов-ортодоксов. Это разбор конкретных жизненных ситуаций.

Взять те же финансовые риски. Что будет с миллионом рублей, который три года лежит под подушкой, угадайте с трёх раз? Не будем томить: он превратится в 850 тысяч рублей по нынешнему курсу. Утратит свою покупательную способность примерно на 15 %. А, может, и ещё больше. Избежать этого помогут грамотные инвестиции.

Ученики Виктории Мокрушиной знают, что акции, облигации, депозиты, инвестиционные фонды — это не страшные забугорные термины, а действенные инструменты преумножения капитала в умелых руках. Кое-кто даже открыл инвестиционный счёт и думает о старости с тинейджерского возраста.

«Многие россияне тратят свою зарплату неумно — до копейки, даже если она очень большая. На наших уроках дети приучаются к мысли, что часть бюджета должна работать на будущее», — говорит Е. Мокрушина.

Круче монополии

Во вторник урок финансовой грамотности проходил у третьеклашек 5-й гимназии — игра со зловещим названием «Час расплаты». Цель игры — заработать как можно больше виртуальных денег. Банкир Маша Дергачёва выплачивает зарплаты и выдаёт кредиты. Её друг Саид Исмаилов учится продавать дороже, чем покупает. Всех готовят к тому, что заработанные деньги придётся тратить с умом. Товары постоянно прибавляют в цене, и играть становится всё сложнее — наличными уже не обойтись, приходится обращаться в банк за ссудой. И так далее — все круги капиталистического рая или ада (кому как нравится) с младых ногтей.

А как у них

Серьёзнее всего к детской финансовой грамотности подходят в Великобритании. В 2008-м году после глобального финансового кризиса там поняли, что все кризисы провоцирует неумение обращаться с деньгами (ипотечный «пузырь» оттуда и нарисовался — от неспособности увесистой части населения рассчитать свой семейный бюджет). Сначала программу включили в курс по математике, затем, в 2014 году, выделили в самостоятельную дисциплину. Родители и дети признали предмет полезным. В младшей школе детям 3 года объясняют о личных счетах и как их вести. Затем в средней школе втолковывают пользу и вред дебетовых и кредитных карт и экономики домохозяйств.

В Чехии акцент делается на микроэкономику — налоги, коммуналку, документооборот, планирование расходов на продукты, одежду, жильё, автомобиль и даже собственный бизнес.

В США акцент в преподавании финансовой грамотности школьников сделан именно на кредитах. Чтобы ребёнка с малых лет не могли обмануть на процентах. В Японии крен в сторону самостоятельности, экономности и разумности трат.

Устами младенцев о кредитах:

Маша В.: «Кредит можно брать только на очень нужные вещи. Например, на новую печку».

Арсений Д.: «Кредит опасен тем, что ты можешь его не выплатить. Нельзя кидать и не платить, а то тебе будет ещё и штраф плюс!»

Катя К.: «Если у тебя новый хороший телефон, зачем тебе нужно брать ещё один в кредит?»

Сергей РУНЬКО
Фото Алёны РУНЬКО

КОММЕНТАРИЙ

Василий КОЛТАШОВ, эксперт-экономист, директор Института нового общества:

— Преподавать финансовую грамотность начинает сама жизнь, примерно с младших классов школы. Однако вопрос о возрасте начала обучения не так важен по сравнению с вопросом о сути обучения. А с этим дела обстоят очень плохо. Нам постоянно с разных сторон говорят о том, какие граждане финансово неграмотные, но ни одно из ответственных за это лиц не соизволило покаяться в своей вине. Виноваты же авторы экономических курсов и вопросов для школьников и учащихся колледжей, составители вузовских учебников, программ обучения и даже требований ЕГЭ. Виновны и авторитетные профессора ВШЭ и других мест неолиберального цветения, где продвигали неолиберальную экономическую доктрину под видом знания. В итоге пока мы наблюдаем формулу «не в коня корм»: сколько россиян дурно, бестолково, с обилием ложного знания и бесполезных схем ни учат, все они не могут никак обрести добротную финансовую грамотность. И если они что-то и усвоили, то лишь из двух источников: из самой жизни и из публичного пространства, сопоставляя слова тех или иных экономистов со своим опытом.