Полвека назад на заснеженной площади у Лавры остановился автобус с туристами. Рядовое, казалось бы, событие стало точкой отсчёта маршрута «Золотое кольцо», и эффект от той самой остановки ощущается до сих пор. Идея объединить несколько старинных городов к северо-востоку от Москвы в один маршрут сделала больше для популяризации истории, чем некоторые учебники, в десятки раз увеличила потоки туристов, неплохо подпитала местные бюджеты и, наконец, дала работу тысячам людей, занятым в туризме и сфере обслуживания.

«Золотое кольцо» повлияло и на жизнь тех, кто редко покидает свой город. Благодаря ему многое изменилось на улицах Загорска-Посада. Появились новые здания — вспомним хотя бы одноимённый ресторан и стелы, обозначающие въезд. А кое-кто из местных жителей получил вторую профессию: был инженером, а стал экскурсоводом, и ничуть об этом не жалеет.

Не подделка, а альтернатива

Идея маршрута появилась в конце 1960-х с подачи журналиста газеты «Советская культура» Юрия Бычкова. В поздних интервью он вспоминал, как приехал по заданию редакции в Суздаль, но не пошёл на встречу с чиновником, а вместо этого, не выходя из машины, по карте прочертил круг городов.

Они были не только исторически связаны, но и выстраивались в удобную для передвижения цепочку: Москва, Загорск, Переславль, Ростов, Ярославль, Владимир и Суздаль.

Само «Золотое кольцо», как любая хорошая идея, обрастает мифологией. Время от времени то один, то другой город включает себя в перечень. Туристические агентства называют именем «Золотого кольца» свои экскурсии, добавляя в них, как соль и сахар по вкусу, новые города, которых в каноническом списке не было.

В то время как некоторые города стремятся попасть в этот список, другие ставят себе памятники — «нулевой километр» в Ярославле или огромное кольцо из металла, похожего на золото, в Суздале.

В Сергиевом Посаде нет материального напоминания о маршруте. Мы — единственные в Московской области, включённые в этот список, нас иногда называют «Воротами Золотого кольца».

Коллективным портретом, где нашлось место и нам, и соседям, можно считать новый музей «Арт-макет» на улице Карла Маркса, где все города показаны в миниатюрах — примерно так, как их видят перелётные птицы.

Экскурсию ведёт инженер

Среди первых загорских экскурсоводов 1970-х было много технарей. Это те люди, что когда-то приходили на курсы гидов по приглашению нашего музея-заповедника. Туристов в городе с каждым днём становилось всё больше, экскурсоводов не хватало, и музей стал готовить кадры сам, приглашая проверенных товарищей — ИТРовцев с оборонки.

Один из известных краеведов города, бывший редактор многотиражки ЗОМЗа, а ныне сотрудница музея-заповедника Лидия Гирлина в то время работала в заводской научной библиотеке.

«Я обратила внимание на то, что многие приходили не только за технической литературой. В открытом доступе у нас была энциклопедия, и каждый посетитель мог свободно брать любой том. Определённые тома заказывали одни и те же люди», — вспоминает она.

Как правило, эти читатели приходили в обеденный перерыв, жертвуя часом свободного времени. Иногда они спрашивали и о других книгах, чаще исторических. Выяснилось, что это — те самые первые «студенты» музея. Отбор был строгим, с экзаменом и практическими занятиями в Лавре по выходным.

У города к тому времени было что показать стране и миру: кначалу семидесятых в Лавре завершили большую реставрацию по проекту Виктора Балдина, музей открыл экспозиции древнерусского прикладного искусства и живописи. Восстановили и открыли для туристов и два протяжённых яруса крепостной стены.

Новое ремесло в основном осваивали инженеры, сотрудники отдела научно-технической информации и переводчики, которые могли объясняться на разных языках — «Золотое кольцо» быстро стало международной программой, хотя до перестроечного потепления оставалось полтора десятка лет.

Их новая жизнь

Возможно, кого-то из тех инженеров-гидов привлекала прибавка к заводской зарплате, но многие остались в этой сфере надолго, сделав экскурсию профессией. «Среди тех, кто переехал в Загорск, была одна моя знакомая, — продолжает Лидия Гирлина. — Однажды она подошла к склону у Музея игрушки, взглянула на Лавру и поняла, что полюбила город с первого взгляда. Осталась жить, потом водила экскурсии и по Москве. Это стало её призванием».

Сегодня в городе работают частные экскурсоводы, прогулочные программы есть у библиотек и музеев, большую часть туристов принимает Паломнический центр Лавры, и во многом, судя по всему, они наследуют энтузиазм и стремление рассказать о городе, возникшие в начале 1970-х.

Что изменилось?

Десятки миллионов фотографий, сделанных в нашем городе, разлетелись по всему миру — сначала бумажных, потом полароидных, потом цифровых. Автобус, с которого всё началось Пятьдесят лет назад первая группа туристов приехала в наш город по маршруту «Золотое кольцо».

По оценкам Сергиево-Посадского музея-заповедника, каждый год в город приезжали от 400 до 700 тысяч учтённых экскурсантов, треть из них были иностранцы. В 2016-м всех снова поразили цифры: более полутора миллионов туристов побывали здесь за год.

Параллельно с запуском маршрута власти начали приводить в порядок город, а музей предложил согласовывать высоту новых зданий в окрестностях монастыря. Это соглашение соблюдалось десятилетиями. Сейчас высота новостроек ограничивается Генпланом города и действующими охранными зонами Лавры.

Благодаря маршруту в выигрыше оказались не только туристы. Об этом говорит факт из музейной хроники: в 1970 году для жителей Загорска и района прошло 70 экскурсий, а за пять лет число мероприятий выросло более чем в восемь раз. Сегодня в музее этот период называют золотым, невольно отсылая нас к тому образному металлу, что дал имя всему маршруту.

Владимир Крючев

Благодарим отдел «История и культура Сергиево-Посадского края XX-XXI веков» музея-заповедника за помощь в подготовке материала