11 (23) марта 1896 года (125 лет назад) Святейший Синод по представлению митрополита Московского Сергия (Ляпидевского) определил передать Введенскую и Пятницкую церкви с окружающей их землёй в ведение Троице-Сергиевой лавры как её «древнее достояние».

Вероятной причиной такого решения стали неоднократные попытки Введенского причта застроить приходскую огородную землю. Она окружала названные церкви и находилась в непосредственной близости от Лавры и Пафнутьева сада.

В 1892 году Введенский священник и церковный староста обратились в Московскую Духовную консисторию за разрешением отвести землю под постройку домов, с тем, чтобы половину дохода направить на ремонт церквей. В разрешении было отказано. В следующем году причт тщетно просил разрешения построить на огородной земле при церквях временные палатки для мелочной продажи. Наконец, в 1895 году церковный староста купец Михаил Алексеевич Сычёв обратился в Консисторию с прошением о дозволении ему вместо стоящей при Введенской церкви деревянной свечной лавочки построить каменную лавку «с двумя растворами» (отделениями) для торговли свечами и разным товаром по его, Сычёва, усмотрению на правах долговременной аренды.

Последнее прошение, по-видимому, переполнило чашу терпения священноначалия Лавры, и 30 сентября 1895 года последовало обращение к митрополиту Московскому Сергию. Предложение о закрытии Введенского прихода обосновывалось необходимостью для Лавры иметь вблизи недавно построенного Странноприимного дома собственную церковь для исповедования и причащения богомольцев. Кроме того, монастырские власти обещали «дать этим древним храмам приличный и подобающий им вид, как по внешнему, так и по внутреннему благоустройству, и учредить в них ежедневное богослужение».

Прежде чем принять решение, митрополит Сергий «доверительно предписал» благочинному церквей Сергиевского посада (им был тогда протоиерей Успенской церкви) дать своё мнение по указанному вопросу. Тот ответил, что значительная часть домов прихожан Введенского храма располагалась неподалёку от церкви Вознесения Господня и что они были уже «некоторым образом причислены и соединены» с Вознесенским приходом по общему кладбищу. Кладбищенская каменная Спасская церковь была построена в 1854 году силами обоих приходов, и умерших Введенского прихода погребали при ней.

Таким образом, благочинный не возражал против упразднения Введенского прихода путём его присоединения к Вознесенскому. «Что же касается до обеспечения священноцерковнослужителей по содержанию их, — читаем в докладе благочинного, — то положение их не изменится, если Введенский причт останется при тех же средствах в содержании, какими пользуется и в настоящее время от вкладов церковных, домов и дохода от прихожан, и если капиталы причтовые [около 7 тыс. руб.] будут причислены вместе с причтом к имуществу Вознесенской церкви».

В завершение своего доклада благочинный выразил уверенность, что соединение Введенского прихода с Вознесенским будет «согласно и с желанием и намерением прихожан», так как в Спасской кладбищенской церкви силами двух священников можно будет служить заупокойные литургии чаще.

Доклад благочинного решил дело. По представлению митрополита Сергия Святейший Синод 11 марта 1896 года определил: «1) Введенский и Пятницкий храмы с окружающею их землёю, как составляющие древнее достояние Лавры, передать в её ведение; 2) Введенский приход закрыть, а причт, состоящий из священника и псаломщика, а равно и прихожан, причислить к Вознесенской церкви; тех же прихожан, которые живут в других частях посада, приписать к ближайшим от них по расстоянию храмов; 3) к Вознесенской церкви приписать и усадебную, состоящую под причтовыми домами, землю в количестве 1030 кв. саж. и капиталы, как церковный, так и причтовый; о чём и уведомить Ваше Преосвященство указом».

Исполняя указ, Введенский священник Александр Воскресенский и церковный староста купец Сычёв передали Введенскую и Пятницкую церкви представителям Лавры; сами же, забрав церковные книги, облачения, литургические сосуды и свечной ящик, перешли под покров церкви Вознесения Господня.

В заключение отметим, что из четырёх упоминавшихся здесь каменных церквей не сохранилась лишь Спасская с кладбищем при ней. В наши дни на её месте стоит деревянная Спасская церковь (ул. Академика Силина), построенная в стиле древнерусского деревянного зодчества XVII века.

Константин Филимонов