С 1 января вступили в силу новые противопожарные правила, которые разрешают демонтаж ограждений и шлагбаумов, мешающих проезду пожарной спецтехники. В связи с этим в ближайшее время пожарный надзор организует тотальную проверку дворовых территорий и СНТ. Все конструкции, не соответствующие требованиям обновлённого законодательства, должны быть демонтированы.

Граница на замке?

Желание жить в тихом глухом дворике в центре города приводит к тому, что жители попросту перекрывают внутриквартальные дороги внутри жилой зоны. Страшно представить что будет, если случится беда и во двор потребуется въехать маломаневренной пожарной машине. А ведь во дворы ещё приезжают мусоровозы, скорая. Им тоже приходится не сладко.

По словам заместителя главного государственного инспектора пожарного надзора Кирилла Новикова, из-за сильных морозов резко возросло и количество пожаров. В сутки фиксируется до 35 вызовов, есть погибшие и пострадавшие. «Практически всегда счёт идёт на минуты. В большинстве случаев мы испытываем сложности с тем, чтобы добраться до места ЧП. Не секрет, что большинство дворов не рассчитано на то количество автомобилей, которое есть у граждан сейчас. Часто мешают проезду шлагбаумы и иные ограждения, которые жители устанавливают во дворах», — поясняет инспектор.

Вот пример: дом № 215 на проспекте Красной Армии в Сергиевом Посаде. Через двор проходит сквозной проезд, которым ещё недавно активно пользовались автомобилисты, желающие срезать путь до улицы Чайковского. Экономия времени для одних оборачивалась головной болью для других. «В чём наша проблема? Мы детей не можем спокойно выпустить погулять во двор. Машины носились, как угорелые, того гляди под колёса угодит кто. Вот мы и решили перегородить дорогу. Провели общее собрание жильцов, передали протокол УК — нас обслуживает «Мособлэксплуатация». Вот, пару месяцев назад установили эти столбики. Стало гораздо спокойнее», — рассказывает житель дома Вадим.

Отметим, что этот проезд проходит по муниципальной земле. По логике, согласовывать подобные мероприятия жители этого дома должны не только со своей УК, но и с экстренными службами — спасателями, скорой помощью. По словам начальника управления коммунальной инфраструктуры Александра Афанасьева, этого сделано не было.

Но оснований для сноса ограждения в администрации не видят — столбики установлены на линии ровно посередине дома, а потому не мешают проезду спецтехники: въехать во двор можно и с проспекта Красной Армии, и с улицы Чайковского

«Администрация, по крайней мере, наше управление, склоняется к мнению жителей. Это решение людей, под окнами которых ездил автотранспорт. Ещё один момент — это не дорога, это прилегающая территория. Согласно федеральным правилам дорожного движения, она не предназначена для сквозного движения автотранспорта. Ограничить проезд в этой части — вполне адекватное решение», — считает Александр Афанасьев.

В соседнем доме № 8а по улице Глинки жители пошли дальше, наглухо перегородив въезд для постороннего автотранспорта при помощи шлагбаума. В законности именно таких средств «защиты» и предстоит разбираться инспекторам пожарного надзора. «Таких многоквартирных домов, решивших закрыть свой двор, в Сергиевом Посаде немного. Но мы будем проверять все придомовые территории на предмет любых препятствий, создающих потенциальные сложности для работы пожарных», — поясняет инспектор Кирилл Новиков.

Приподнять «железный» занавес

Пройдут проверки и в садоводческих товариществах, где въезды часто перекрываются не то, что шлагбаумами — глухими заборами. Взять, например, СНТ «Дружба» (рядом с селом Благовещенье и Западным объездом). У каждой линии — свои ворота, которые запираются на замок. Причём, как рассказывают сами садоводы, ключи есть далеко не у всех — видимо, люди в чём-то не смогли между собой договориться, так иногда бывает. Но факт остаётся фактом: случись что, пожарным придётся попотеть, чтобы добраться до какого-либо участка внутри периметра. А сейчас — зима, садоводов на участках по пальцам пересчитать.

2-3 тысячи рублей составит штраф для физлиц в случае выявления нарушений пожарными инспекторами. Для должностных лиц штраф за перекрытый для спецтехники проезд — от 6 до 15 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 20 до 30 тысяч, для юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей.

Обновлённая версия закона строга и говорит об этом совершенно однозначно: «Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности. Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку или открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники.

Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки».

Определённая ответственность при этом ложится и на собственников участков, которые должны следить за дорогами, проездами и подъездами. То есть основанием для предписания от инспекторов может стать и нерасчищенный подход к калитке.

Кстати, в СНТ «Нефтяник», что находятся при въезде в город со стороны Москвы, вопрос безопасности решился не установкой железных ворот, а с помощью видеокамер, в том числе и скрытых. На въезде в товарищество круглогодично дежурит сторож, установлен шлагбаум. Железные ворота закрываются только лишь от стай бродячих собак. За последние несколько лет там не припомнят ни одного случая, чтобы скорая или пожарная машина не смогла проехать на территорию.

В ближайшее время председателям товариществ, закрывшихся за «железным занавесом», придётся приоткрыть ворота. Как? Устанавливать шлагбаумы, которые можно открыть вручную, или нанимать сторожей, готовых дежурить на въезде все четыре сезона.

Евгения Николаева

Фото Светланы Володиной