Путь к сердцу бюрократии лежит через портал «Добродел». По крайней мере, так принято считать у нас в Подмосковье. Если вашу проблему чиновники пытаются отложить в долгий ящик, обращение на сайт-агрегатор будет быстрым и эффективным путем её решения. Но есть и более короткая дорога — заставить шевелиться нужную инстанцию можно… написав о ней в соцсети активному пользователю, обременённому полномочиями, — губернатору или депутату например. В условиях эпидемии и ограниченных межличностных контактов это актуально, как никогда.

Пятая ветвь власти Социальные сети перестали быть площадкой для самовыражения. Когда-то это были места для интернет-тусовок. Со временем его научились использовать бизнесмены для продвижения товаров и услуг и, конечно же, серьёзные люди для решения политических задач.

Депутат Госдумы Сергей Пахомов там, например, общается с избирателями практически на любые темы сам, от первого лица. Для того чтобы попасть в демократическую атмосферу интерактивной курилки, веский повод и не нужен. Опубликовал народный избранник, к примеру, фотографию с футбольного матча команды ЗТЗ на стадионе «Луч» — прямо под снимком любой желающий может задать актуальный вопрос. Про недостроенный манеж, судьбу того или иного стадиона — на каждый следует короткий ответ.

По отдельным резонансным инфоповодам депутат делает веские заявления программного толка.

Например, по поводу Игнатьевского карьера, рекультивация которого вызывала опасения: «В нашем районе 102 выработанных карьера и в двух из них подобные проблемы. Наша задача, чтобы в остальных 100 так не было. Но! Все карьеры требуют рекультивации и в идеале должны быть рекультивированы безопасным с точки зрения экологии способом», — говорит Сергей Пахомов. При этом, зная манеру общения политика, нетрудно догадаться, что диалоги ведёт он сам, а не специально нанятый менеджер (в эшелонах власти есть и такое явление).

Если СМИ называют четвёртой ветвью власти, то соцсети политиков при грамотном использовании можно смело окрестить пятой. Без всякого преувеличения.

Сломя голову по первому зову

Инстаграм может быть частью системы. Такой подход к соцсетям демонстрирует команда губернатора Московской области Андрея Воробьёва. Глава региона не ведёт жарких дискуссий с пользователями, не реагирует на критику и замечания лично. Его страница работает по-другому.

Чиновники из правительства и муниципалитетов сами отвечают на любую претензию в течение нескольких минут. Последняя запись, посвящённая благоустройству Павшинской поймы Красногорска, собрала около 300 комментариев.

Первый же вопрос был не по теме и преисполнен гнева: «Лучше бы больницы были хорошими!!! Посмотрите, что творится в Люберцах!» — намекает на проблему некто Джамиля Мусалаева.

Областной Минздрав тут как тут — просит со своей странички обращаться с конкретикой на электронный адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Ему вообще приходится отдуваться больше остальных даже в соцсетях в связи с пандемией.

Следующий вопрос был по местной красногорской повестке и касался выгула собак. Его подхватила муниципальная администрация. Вопросы из Люберец и Дмитрова быстро попали в поле зрения «инстаграм-менеджеров» этих городов.

Похожий на губернаторский стиль работы с соцсетями исповедует глава Сергиево-Посадского муниципального округа Михаил Токарев. Обращения граждан в комментариях отрабатываются пресс-службой муниципалитета.

Подводная часть айсберга

Помимо видимой части, у аккаунта существует скрытая от посторонних глаз — так называемый «Директ». Если гражданин стесняется обратиться к власти открыто, он может это сделать в сервисе личных сообщений, которые может прочитать только адресат или его представитель.

Ежедневно таких вопросов могут приходить десятки и даже сотни, в зависимости от калибра чиновника и спектра решаемых им задач. Спрашивать могут и совершенно элементарные вещи — «куда обратиться за такой-то справкой» и нечто риторическое из разряда «ценообразования школьной формы». На все эти вопросы муниципальный или региональный чиновник, если он хочет сохранить свою репутацию, обязан отвечать полезно и вежливо (ибо функцию «печать экрана» никто не отменял). 

И вообще, относиться к соцсетям несерьёзно — себе дороже. Правительство Московской области анализирует поведение чиновников во всех этих «инстаграмах, телеграмах и твиттерах» — насколько часто они выходят туда и каков охват аудитории. На федеральном уровне то же самое утверждение справедливо в отношении губернаторов.

Историческая справка

Моду на соцсети в российской политике ввёл президент Дмитрий Медведев. Адепт нанотехнологий предпочитал Твиттер — площадку для коротких сообщений размером с хокку или эпиграмму (максимум 140 букв с пробелами и знаками препинания). В январе 2010 года тогдашний глава государства пригрозил губернаторам, которые «на вы» с интернетом, увольнением (при этом находившийся в должности премьер-министра Владимир Путин в списке активных пользователей не значился и не значится до сих пор). Некоторые главы регионов неплохо вписались в технологический поворот. К примеру, тульский губернатор Владимир Груздев зарегистрировал в Твиттере всех муниципальных чиновников региона, заставляя их отчитываться о проделанной работе прямо у себя на странице. Получилась настоящая вертикаль власти, которая продолжала рапортовать о сбитых сосульках и заделанных дорожных ямах даже спустя два дня после отставки главы региона — настолько хорошо выдрессировали. 

Сергей Рунько