Это встреча, где, как говорят сами участники, нет лишних слов. Священники, историки, богословы и все, в чьей жизни оставил след Александр Мень, высказываются и о нём, и о том, что происходит в Церкви сегодня. По существу, свободно и с уважением к иным точкам зрения.

Разговор идёт в небольшом доме при храме, всего в сотне метров от места, где тридцать лет назад был убит священник, оказавшийся популярней многих певцов и актёров своего времени. Здесь не боятся открыто обсуждать и опровергать конспирологические теории, которые неизбежно появляются в таких случаях. Важно ли знать имя его убийцы? Почему РПЦ не готова к канонизации о. Александра? Близки ли современным людям идеи проповедника, чьи слова прозвучали откровением в годы позднего СССР? Чем объясняется тираж его книг, приблизившийся к девяти миллионам?

В нём каждый видит своё

В названии этого форума звучит имя священника — одного из самых известных в России по сей день, нашего земляка. Видный иерарх РПЦ митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий назвал в своём обращении Александра Меня выдающимся пастырем, который использовал все имеющиеся у него возможности для обращения людей к вере.

Но даже сегодня, десятилетия спустя, отношение к идеям священника разнится, и дело не столько в конкретном человеке, проповеднике или авторе, сколько в символичности фигуры, считает священник Александр Абрамов, настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, что в центре Москвы. Он — телеведущий, преподаватель двух духовных школ, Сретенской семинарии и нашей академии, что в стенах Лавры.

Для одних, считает о. Александр Абрамов, фигура А. Меня воплотила тенденции «обновленческие», «модернистские» — в представлении этих людей, плохие. Для других стала олицетворением Церкви, живущей в современном обществе, не заказника прошлого, а инкубатора будущего. «Эта поляризация не уйдёт. У неё могут быть другие символы, и не о. Александр, но сейчас он в этом условном пантеоне одна из ярких фигур, знаменующих водораздел».

Неизбежные вопросы

Ни один подобный форум, не обходится без вопроса об убийце и заказчике. Или об убийцах, как иногда говорят: один якобы отвлекал, передав священнику записку, а другой нанёс смертельный удар.

Священник Виктор Григоренко, настоятель Сергиевского храма в Семхозе, один из тех, кому на эти сложные вопросы приходится отвечать особенно часто. Он считает, что преступление совершил один человек, хорошо подготовленный, ждавший жертву и скрывшийся после удара. Но не детали того дня важны о. Виктору, и более того — ему неважно, кто это сделал. Почему? «Потому что это произошло, и это факт… Казалось бы, зло восторжествовало, и не стало человека, способного так ярко проповедовать Христа. Но, как мы знаем, этого не случилось — есть и тиражи книг, и наши встречи».

Сергиевопосадский историк Олег Устинов называет итог мученичеством, предполагая, что Александр Мень предчувствовал события. Вспоминает диалог с одной из знакомых священника: та приглашала А. Меня в Париж на богословскую конференцию, на что он ответил «мне осталось мало жить» и сменил тему разговора.

«Говорить о том, кто совершил это злодеяние, со всей определённостью мы не можем, у нас нет данных. Но кто бы это ни совершил, его рукой двигал враг рода человеческого», — подмосковный священник и церковный историк Илья Соловьёв предлагает формулировку, которая могла бы на этом этапе стать хотя бы временным ответом для всех, кого по-прежнему волнуют те события.

«Главное, чтобы в ютьюб не попало»

Кандидат богословия, автор книг и известный эксперт-историк, о. Илья Соловьёв наделал немало шума, как минимум в своей среде, рассказав через фейсбук, что вынужден подрабатывать в такси.

«После того, как моё ближайшее церковное начальство освободило меня от несения церковного послушания, которое давало мне возможность материально себя обеспечивать», — объяснил о. Илья в конце прошлого года случившееся, не делая при этом трагедии из своего дополнительного амплуа.

Оставим в стороне важный момент довольствия служителей в небольших, нераскрученных храмах — это отдельная проблема! — и увидим, что такая простота в поступках даётся непросто, в том числе священникам, и часто вызывает непонимание.

«Есть много людей, которые слишком серьёзно к себе относятся, и это их губит, — приводит пример о. Александр Абрамов. — Вот мы видим фото, где о. Александр в светской одежде играет на гитаре. Половина священников ни в коем случае такое фото не сделает. Главное же, чтобы в ютьюб не попало. Считается, это нельзя, то нельзя. А почему нельзя?»

Он вспоминает, как в коридоре телеканала «Спас», который соседствует со студией «Ералаш», встретил молодую женщину с ребёнком. «Смотри, мама, Бог идёт!» — девочка показала на священника в рясе. Так и среди взрослых сознательных людей внешнее часто затмевает суть. «Я не хочу, чтобы такое чувство возникало у людей, когда они видят священника в подряснике и рясе. Лучше сосредоточиться на том, что мы говорим, чем на том, как мы одеты», — резюмирует священник.

Владимир Крючев

Священник Александр Абрамов, настоятель храма Сергия Радонежского в Крапивниках — о том, почему не канонизирован Александр Мень:

— Существуют примеры, когда канонизация производилась без достаточного изучения обстоятельств, ошибочно. И что с этим делать? Сначала объявим святым, а потом несвятым? Посмотрите на средневековых святых. Максим Грек умер в XVI веке, но его прославили на 1000-летие крещения Руси. Пострадала ли святость Максима Грека? Нет. Было ли почитание Максима Грека? Было. Есть почитатели, любящие сердца, есть приезжающие поклониться о. Александру, и не нужно подстёгивать события искусственно.