Первый киносеанс состоялся в Российской империи 4 (16) мая 1896 года в петербургском саду «Аквариум». 2 (15) октября 1908 года произошёл первый показ восьмиминутного фильма русского производства «Понизовая вольница» (режиссер Владимир Ромашков).

27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела. С этого дня вся фотографическая и кинематографическая торговля, промышленность и кинотеатры РСФСР перешли в прямое ведение Народного комиссариата просвещения.

В 20-х годах ХХ века кинопроизводство становится важнейшим видом искусства в Советской стране. Кинофильмы этого периода в большинстве своем создавались, как документальные ленты. Именно в это время была заложена основа Российского кинематографа.

В Центральном государственном архиве Московской области хранятся копии проекта Декрета Совета Народных Комиссаров об учреждении Главного управления кино-фотодела (Главкино) и Положение о Главкино. Согласно этим документам упраздняется фото-киноотдел Главполитпросвета, и учреждается в составе Народного комиссариата просвещения Главкино. Деятельность Главкино распространялась на всю территорию РСФСР.

Согласно этим документам по всей стране были организованы пункты кинопроката и система кинопередвижек. Это позволяло регулировать стоимость билетов и делало доступным просмотр фильмов широким слоям населения. Кинокартины стали показывать в кинотеатрах, рабочих и красноармейских клубах, в учебных заведениях. Для демонстрации фильмов в сельской местности и малонаселенных районах, где строительство стационарных кинотеатров было экономически невыгодно, оказались особенно эффективны кинопередвижки. Ведь такая установка могла обслуживать большие территории, охватывая практически всё население. В Советском Союзе кинопередвижкам отводилась большая роль в идейно-политической и научно-культурной пропаганде.

Кинопередвижки оставались актуальными вплоть до того, как личный телевизор стал массовым, а телевещание начали вести и в сельской местности.

Благодаря этому фильмы смотрели и пересматривали множество раз, зрительский интерес к качественному, высокохудожественному фильму не снижался от просмотра к просмотру, а напротив – возрастал. Фразы, сюжеты, песни, имена героев фильмов входили в повседневность, образуя единый язык символов, знаков и образов, который стал коммуникационной основой процесса формирования советского человека.