Ещё несколько лет назад никто бы не мог поверить, что уличный театр в Сергиевом Посаде станет настолько популярным. Но так удачно сложились обстоятельства, что почти одновременно появились коллективы, идеи и пространство — и теперь число зрителей у импровизированной сцены в фестивальные дни измеряется тысячами.

Три дня, с пятницы по воскресенье, город жил театром под открытым небом. На Дороге к храму — которая недавно получила имя Воскресенского проезда — показали классические спектакли из репертуара «Театрального ковчега» и представили, как бы это сказали в кино, трейлер новой постановки, запланированной на осень. Там же выступали кукольные театры, а на мастер­-классах учили, как устроить кукольный театр самому, у себя дома. Гости из других городов представляли средневековые мистерии, и каждый вечер программа заканчивалась концертами.

Все три дня держались очень комфортные условия для просмотра. Но поговорите с актёрами, и они в тысячу раз жарче объяснят, почему хорошая погода — это жизненно важно
для атмосферы спектакля

И о погоде

Когда зрители на открытых мероприятиях радуются хорошей погоде, они думают в первую очередь о себе — понятное дело. И действительно, все три дня держались очень комфортные условия для просмотра. Но поговорите с актёрами, и они в тысячу раз жарче объяснят, почему хорошая погода — это жизненно важно для атмосферы спектакля.

Наверняка к этим словам присоединится кукольный театр «Волшебная шляпа», который в силу специфики жанра выступает без навеса, всего в нескольких метрах от зрителей. Их герои из ткани и папье-­маше, пожалуй, самые уязвимые актёры на этом празднике. Волшебники из Реммаша потратили месяц, чтобы создать уникальные фигуры, и более того — работали с хореографами, чтобы куклы оживали вместе с кукловодами.

И кто бы знал, как трудно было актёрам «Театрального ковчега» выдержать закатное солнце, бившее прямо в глаза, как это было на спектакле «Телеграмма» из постоянного репертуара коллектива! Но, говорят, именно на улице постановка режиссёра Марии Журавлёвой за­играла новыми красками.

15 театральных и музыкальных постановок было показано в дни фестиваля

Cложнее, но интереснее

Игра на улице — это всегда испытание. Сравним обычный зал, где даже звонок телефона или громкий кашель могут надолго выбить актёра из колеи, и открытую сцену, если рядом гудит проспект, и тысячи громких голосов и прочие отвлекающие звуки и события.

Но, с другой стороны, аудитория на улице намного отзывчивей. И больше. Новый бульвар, соединивший проспект с оживлённой улицей 1­-й Ударной Армии, почти никогда не бывает пустым. А ещё нет жилых домов, чтобы кому­-то помешать, и можно не сдерживать эмоций.

А вечером, когда зажглись огни, бульвар оказался особенно красив — казалось, мы увидели другой Сергиев Посад.

Но не только местные жители открыли город с новой стороны. Эти три дня разошлись бесчисленными фото по всей России. Их увозили гости фестиваля, и трудно придумать лучшую рекламу для поддержки светского туризма, чем такие яркие, уникальные, сделанные вручную праздники, которые с каждым летом заявляют о себе всё более заметно.

Город оживает в наушниках

Специальный пункт программы фестиваля «У Троицы» — аудиоспектакль, который нужно не смотреть, а слушать, на ходу и в наушниках. Только в этом случае заговорят дома, оживут переулки, а недавние истории из жизни города зазвучат как предания, где правду трудно отличить от выдумки.

Бывшие актёры «Театрального ковчега», студенты петербургского театрального вуза Иван Заславец и Ирина Криворукова, каждый год возвращаются в родной город, чтобы удивить чем-­то новым. Они объединяют театр, танец, монолог и бог знает что ещё, и каждый раз это происходит в неожиданных местах вроде заброшенного цеха завода или квартиры в новостройке без ремонта.

Их новая идея называется [ МЕСТО: Сергиев Посад ], и на этот раз сергиевопосадцам помогла группа режиссёров и драматургов из Санкт-Петербурга — Пётр Чижов, Элина Петрова и Ксения Савельева. Участникам выдают наушники и маленький радиоприёмник, настроенный на фиксированную частоту (это была единственная платная постановка на фестивале. — Ред.).

Группой в 20—30 человек они ходят по городу, слушая заранее записанные рассказы местных жителей — людей известных и не очень. Голоса в наушниках переплетаются, рассказывают свои истории, связанные с каждым конкретным местом, где проходит группа. Передвижения и рассказы точно синхронизированы, и кажется, что видишь город с изнанки: заброшенная будка ДПС, каким-­то чудом оказавшаяся на задворках заброшенных коттеджей на Блинной горе, живёт собственной жизнью, и леденят кровь истории на месте кладбища в центре Сергиева Посада, где сегодня, увы, мало что указывает на скорбное прошлое. Это грустно, смешно, интересно и живо — не пропустите и не пожалейте денег за билет, если случится повтор.

Владимир Крючев