«Устный счёт в народной школе», Н. Богданов-Бельский

6 (17) июня 1790 года (230 лет назад) власти Сергиевского посада получили распоряжение Московского приказа общественного призрения «более ввесть в здешнее народное училище учеников». Распоряжение последовало в ответ на жалобы учителя на обывателей Посада, которые предпочитали отдавать детей в науку к частным учителям. Местные власти в итоге постановили: «понуждать» родителей отдавать детей в училище и наказывать «упрямцев».

Названное распоряжение — повод к краткому знакомству с народным образованием в Сергиевском посаде вскоре после его учреждения. Скажем сразу, в 1782 году, когда Троицкие слободы стали единым Посадом, образовательных учреждений для детей его граждан не существовало. Их отсутствие отчасти восполнялось обучением чад самими родителями, если они сами были грамотны, а чаще учителями частных или «вольных» школ. В роли таковых выступали, главным образом, служители приходских церквей. Подобное «домашнее» образование преобладало по всей России, не имело системного характера и ограничивалось обучением навыкам чтения и письма, редко арифметикой и Законом Божьим. В результате лишь немногие мальчики из простолюдинов в возрасте от 7 до 10 лет умели читать и лишь единицы — писать.

И вот на четвёртом году существования Сергиевского посада Московский Приказ общественного призрения, руководствуясь «Учреждением для управления губерний» и Уставом о народных училищах, принялся учреждать в уездных городах Московской губернии народные двухклассные школы. В них предполагалось изучение катехизиса и священной истории, обучение чтению, письму, арифметике, внушение детям петровского кодекса «о должностях человека и гражданина».

Сергиевский посад считался не городом, а поселением с отдельными городскими привилегиями. Тем не менее, он также получил распоряжение об открытии училища на 50 учеников с одним учителем.

Открытие училища лишило заработка, по крайней мере, одного человека, бывшего псаломщика одной из приходских церквей Алексея Евдокимова. Более 20 лет он обучал детей грамоте в своём доме и от того имел и пропитание. «А ныне, — жаловался псаломщик, — наслано в здешнее место народное училище, то мне оных детей учить и запрещено, и затем уже не могу получить себе и дневной пищи».

«На уроке грамоты у дьячка», И. Владимиров

Для граждан Посада училище, надо полагать, также было чем-то насланным, чуждым. Обязанности по его содержанию, приобретению учебных пособий и, наконец, выплаты жалованья учителя возлагались на местных обывателей. Кроме того, двухлетнее обучение противоречило необходимости «заблаговременно приучать [детей] к познаниям в домашних делах и для купечества и для мещанства нужностях, в которых они [родители] обращаются». Неудивительно, что родители всячески «упорствовали в приводе» своих отпрысков в училище.

Наконец, в 1797 году, при включении Посада в состав уезда Дмитровского, народное училище в Сергиевском посаде закрылось. Здание училища на Вознесенской площади даже четверть века спустя стояло пустым.

А что же псаломщик Алексей Евдокимов? Утраченный было источник «дневной пищи» он обрёл, устроившись звонарём в Лавре.

Константин Филимонов