В 1852 году московский генерал­-губернатор Арсений Закревский, ссылаясь на увеличение в Сергиевском посаде числа жителей, предложил императору Николаю I присвоить ему статус города. Этого до времени не случилось, в том числе потому, что граф, помимо прочего, указывал на недостаточность в Посаде полиции.

Относительно жителей заметим, ещё в июле 1851 года местные власти сообщали тому же графу Закревскому, что к «Сергиевскому посаду после 9­-й ревизии [то есть после 1850 года] причислилось значительнейшее количество лиц и теперь числится до 10 000 душ [мужского пола]; паспортов вновь причисленным и других видов в одном прошлом году выдано более 4000. Между тем, причисление [к гражданству Посада] по получаемым до сего времени от Казённой палаты указам всё ещё продолжается и [посадская] дума беспрерывно принимает ревизския сказки, а затем производит и самую выдачу вновь паспортов».

Из вновь причисленных к гражданам Сергиевского посада не все собирались жить в нём постоянно; паспорта таким лицам требовались для более свободного занятия торговлей и ремёслами в Москве, в иных городах и весях. Тем не менее число граждан Посада определённо увеличилось и, как следует из текста приведённого выше документа, приближалось к 10 000.

Сопоставим рост числа жителей Посада к лету 1852 года с имеющимися у нас данными за 1844 год. В этом году постоянных жителей («купцов, мещан и иных классов людей») в Посаде числилось 5014 душ мужского пола. Таким образом, можно говорить о почти двукратном умножении граждан Посада всего лишь за 7­8 лет.

А что же местная полиция? С самого учреждения Сергиевского посада при Екатерине Великой отдельной полиции в нём не было, так как российское законодательство предусматривало полицейские части только в городах. Делами по части полиции или «благочиния», как тогда говорили,  ведал становой пристав, то есть начальник полиции сельского стана Дмитровского уезда, в границах которого лежал Посад.

Отдельная от сельского стана полицейская часть в Сергиевском посаде была учреждена лишь в 1846 году, причём сделано это было как исключение из правил ввиду большого числа жителей и многочисленных богомольцев в количестве до 10 000 человек в сутки.

Император Николай I

Основанием к открытию Сергиевской полицейской части послужило распоряжение императора Николая I от 29 января 1846 года. В этот день государь «высочайше повелеть соизволил в Сергиевский посад Московской губернии для заведывания там полицейской частию определить особого чиновника с званием смотрителя и при нём двух писцов...».

По должности и мундиру смотритель полицейской части Посада был отнесён к X классу табели о рангах, что соответствовало званию штабс­капитана. Смотрителю было положено жалованье в 450 рублей серебром в год, включая 100 рублей на наём квартиры. В штат полицейской части были включены должности двух писцов с годовым жалованьем по 200 рублей.

Первым начальником Сергиевской полиции стал капитан и кавалер А. Н. Бибиков, происходивший, скорее всего, из отставных офицеров. В то время назначение вышедших в отставку небогатых и беспоместных офицеров городничими или начальниками полиции считалось обыкновенным делом.

Отсутствие в штате рядовых полицейских служителей можно объяснить тем, что главная задача Бибикова состояла в «успешном и исправном производстве дел», то есть в проведении следствий по совершённым преступлениям и в межведомственной переписке.

Но кто же занимался охраной порядка на улицах Сергиевского посада? Эта обязанность по-­прежнему возлагалась на избранных или нанятых гражданами сотских и пятидесятских. От прочих граждан Посада они отличались разве что нагрудными жетонами.

Генерал-губернатор А. Закревский

Даже после того, как летом 1863 года полицейскую часть в Посаде преобразовали в «полицейское городское управление» с полицмейстером, вахмистром и даже с восемью рядовыми полицейскими служителями, необходимость в сотских и пятидесятских не исчезла хотя бы потому, что рядовые полицейские чины охраняли главным образом порядок на станции «Сергиево» и Красногорской площади.

Константин Филимонов