Если марш «Прощание славянки» вам неизвестен — скорее всего, вы иностранец, никогда не пересекавший границ бывшего СССР. В течение ста лет эта мелодия вдохновляла на подвиги наши полки, отправлявшиеся в бой в многочисленных войнах ХХ века. Поныне она звучит во время едва ли не всех торжеств, так или иначе связанных с военной или патриотической тематикой. Поэт Иосиф Бродский предлагал сделать этот марш гимном России, его можно назвать одним из самых узнаваемых отечественных музыкальных произведений и в каком-то смысле даже символом нашего Отечества. При этом немногие знают, что автор легендарного марша Василий Агапкин около десяти лет прожил в нашем округе, в собственном доме на окраине Хотькова.

Трубач, сын полка

Будущий знаменитый композитор родился в 1884 году в Рязанской губернии в очень бедной многодетной семье безземельного крестьянина. В поисках лучшей доли Агапкины переехали в Астрахань, но это принесло лишь несчастья: вскоре умерла мать, а через несколько лет и отец. Сироты стали бродяжничать и просить милостыню. Чтобы заработать на хлеб, 10-летний Василий освоил изготовление из ракитника свистулек и создал вместе с несколькими другими такими же ребятами нечто вроде небольшого ансамбля. Талантливый парнишка попался на глаза капельмейстеру духового оркестра 308-го Астраханского пехотного полка, он взял его в казарму, поставил на довольствие и стал учить играть на трубе.

Василий проявил себя с хорошей стороны: через четыре года его признали лучшим солистом-корнетистом полка и для продолжения образования направили в Тамбовское музыкальное училище. В Тамбове Агапкин был зачислен штаб-трубачом 7-го кавалерийского полка с одновременным обучением на медно-духовом отделении.

Ночное озарение

В 1912 году началась полузабытая ныне первая Балканская война. Братские славянские страны — Сербия, Болгария, Черногория, а также Греция сражались с Османской империей в стремлении расширить свои границы и освободить Балканы от турецкого влияния. По мотивам многочисленных русско-турецких войн XIX столетия это событие вызвало в России подъём патриотических чувств. Хотя наша страна официально не воевала, правительство не препятствовало отправке на фронт добровольческих отрядов и оказывало воюющим союзникам материально-техническую помощь.

Военный музыкант Василий Агапкин участвовал в проводах добровольцев, уезжавших воевать на далёкие Балканы. Прощание на железнодорожном вокзале было горестным, жёны провожали мужей, невесты — женихов, было пролито много слёз и сказано много слов. Впечатлительный трубач в ночь после этого не мог уснуть и к утру написал знаменитый впоследствии марш. Впервые он был публично исполнен в Тамбове осенью 1912-го.

Через некоторое время, ободрённый успехом своего произведения, Василий Агапкин взял отпуск и поехал в Симферополь, где жил известный в то время нотный издатель Яков Богорад. Он помог записать оркестровку и клавир (переложение для рояля), после чего в симферопольской типографии напечатали первую сотню экземпляров нот. На обложке была изображена молодая женщина и уезжающий воин на фоне Балканских гор. Надпись гласила: «Прощание славянки» — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина».

Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года

Красный дирижёр

Во время Гражданской войны Василий Агапкин принял сторону красных. Известно, что в 1920 году он был капельмейстером духового оркестра 27-го отдельного батальона ВЧК, а через два года в Москве возглавил военно-духовой оркестр школы одного из отделов ОГПУ.Музыкальная карьера его постепенно шла вверх, к началу Великой Отечественной войны он дослужился до начальника духовых оркестров Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения им. Дзержинского.

27 января 1924 года оркестр Агапкина провожал в последний путь Владимира Ленина.

Отдельной главой жизни музыканта можно считать знаменитый парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. По силе морального воздействия на страну и армию его приравнивали к победе в крупной военной операции. Шла Битва за Москву, город находился на осадном положении, линия фронта проходила всего в нескольких десятках километров от Кремля, враг приближался к Дмитрову и Загорску.

Первое издание нот марша, 1912 год

В ночь перед парадом по личному указу Сталина были расчехлены и зажжены кремлёвские звёзды, убрана маскировка с Мавзолея, где разместилось руководство страны.

Парад принимал маршал Будённый, а сводным оркестром штаба Московского военного округа дирижировал Василий Агапкин.

Подготовка к мероприятию была строго засекречена. По воспоминаниям дирижёра, 2 ноября 1941 года его вызвал к себе комендант Москвы: «Правительство возложило на Вас руководство сводным оркестром гарнизона, который для этой цели нужно организовать из числа находящихся в Москве оркестров. Организуйте, проведите репетиции. Предупреждаю: чтобы ни один музыкант не знал о цели репетиции, так как это совершенно секретно…»

Марш «Прощание славянки» также прозвучал над заснеженной Красной площадью. Идущие по брусчатке полки отправлялись прямо на фронт.

Высшая точка героических усилий и жертв всей страны — Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года — также не обошёлся без участия Василия Агапкина: он руководил группой барабанщиков, под дробь которых двести солдат Красной Армии бросали фашистские штандарты к Мавзолею.

В Хотькове

К окончанию войны Василию Агапкину исполнился 61 год, но он вышел в отставку лишь десятью годами позже. В 1950-х годах в звании полковника он дирижировал оркестром Высшей школы МВД СССР. Времена были непростые: известно, что некоторые сослуживцы писали на него доносы, пытаясь обвинить в халатном отношении к работе и даже прогулах. «Тов. Агапкин своё отношение к служебным обязанностям объясняет тем, что он стал стар и к тому же ему не позволяет здоровье, но такое отношение к своим обязанностям коммуниста тов. Агапкина не способствует укреплению дисциплины, порядка и организованности в оркестре», — доносил один из его подчинённых в 1953 году.

Удивлённый Василий Иванович в ответной докладной записке на имя начальства указал, что в ряде случаев (проводы пионеров и прочее) его личное присутствие не требовалось. «Я являюсь композитором, моя работа требует иногда особой обстановки. Работаю я над партитурами для оркестров. Пишу свои сочинения. Всю работу провожу при дневном свете. Поступившие к вам сведения считаю необоснованными, отсутствие прошу считать уважительным», — писал он.

К этому времени Василий Агапкин уже жил в Хотькове, в собственном доме на улице Береговой, на берегу Вори рядом с Абрамцевым. Это место даже сейчас очень спокойное и тихое — что для композитора, конечно, было очень важным.

Несколько лет назад заслуженный деятель искусств России Иван Рыбаков опубликовал в газете «Хотьковский прорыв» письмо, где рассказывал о некоторых обстоятельствах жизни Василия Агапкина в Хотькове. По его словам, знаменитый музыкант за заслуги в Великой Отечественной войне получил так называемый «сталинский подарок» — земельный участок, где и обосновался; по другим сведениям — купил часть дома, где жил на склоне лет до самой смерти в 1964 году.

«Из тех, кому довелось знать в Хотькове Василия Ивановича лично, был покойный ныне Борис Михайлович Рузаков, баянист и преподаватель местной музыкальной школы, — писал Иван Рыбаков. — Он познакомился с Агапкиным ещё парнишкой в пионерском лагере, когда играл на баяне полюбившуюся ему мелодию «Славянки», которую наспех разучил по самоучителю и, как всегда бывает, в некоторых местах давал «петухов». Тогда (рассказывал старый баянист) к нему подошёл незнакомый мужчина и, наклонившись, на ухо сказал, что он в данном месте берёт не ту ноту: надо брать «си бемоль». Это был приглашённый на пионерский костёр Василий Агапкин, и он тут же сыграл на Борисовом баяне замечательную мелодию своего марша».

Василий Иванович Агапкин скончался в 1964 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище. 

Дом в Хотькове, где жил Василий Агапкин

Александр ГИРЛИН

Архивная публикация. Материал вышел в печать в феврале 2014 года