Тимур Исмаилов со своим воспитанником Михаилом Малеевым

Руководитель клуба тайского бокса «Воин» и тренер Сергиево­-Посадской спортивной школы «Центр» Тимур Исмаилов не собирался становиться известным спортсменом, не стремился связать свою жизнь и карьеру со спортом — ему просто нравилось ходить в зал заниматься. Он стал чемпионом Москвы по тайскому боксу и первым в Сергиевом Посаде организовал тренировки по этому виду спорта. За десять лет секция в зале микрорайона Ферма превратилась в спортивный клуб, воспитывающий чемпионов.

— Тайский бокс — спорт относительно новый. В твоём детстве о нём никто и не слышал. С чего начинался твой путь спортсмена?

— Спортсменом я точно не собирался быть, несмотря на то что с 8 лет занимался борьбой у Юрия Александровича Крищука. Особых успехов в дзюдо не показывал. Я всегда был самым маленьким, самым худеньким, зато характер у меня был свирепый. За него тренер меня называл «тайгер» (от англ. tiger, «тигр». — Прим. ред.). Бросил борьбу в 15 лет, когда семья переехала с Фермы в Сергиев Посад. Стал ходить в «Атлант» на бокс. Позанимался там полгода. Единственное, чему я научился, — сильно бить. Посмотрел, какие есть секции в городе, так оказался у Василия Ивановича Портненко. У него были сильные спортсмены уровня кандидатов в мастера спорта. Я же занимался для себя, у меня никаких целей в спорте не было.

На второй тренировке мне предложили выступить на соревнованиях в Хотькове. Там турнир проходил в формате открытого ринга. Мой соперник был самым сильным в своём клубе, это меня немного подкосило. Но в тот момент на меня очень повлияли слова товарища по клубу. Он сказал, что не всегда титулованность означает успех в конкретном бое.

И в первом раунде я выиграл бой досрочно, нокаутом. До сих пор не могу понять, была ли это случайность или настрой помог.

В боксе я не задержался надолго. Летом тренировок не было, и я снова пошёл в «Атлант». Там можно было поучаствовать в занятиях по кикбоксингу — в городе нигде такого не было. Мне захотелось попробовать научиться бить ещё и ногами. По сравнению с теми занятиями, которые были раньше, это были физически очень тяжёлые нагрузки. Из зала я уходил без сил и восстанавливался всю неделю. У меня все ноги были чёрные от синяков. Но мне это очень понравилось.

—Ты был уже старшеклассником? Задумывался о дальнейшей профессии?

— В школе я учился средне, не было желания хорошо учиться. Потом встал вопрос о поступлении в институт. Мне понравилось название: Академия бюджета и казначейства. Решил, что мне туда надо. Переехал в Москву. Началась студенческая жизнь —  самые свободные пять лет. В группе было почти тридцать девушек и всего три парня. За нас всегда по учёбе всё делали, я особо не напрягался в институте. В бытовом плане были трудности с питанием, что сказалось на здоровье. Несмотря на эту свободу, мне не захотелось погружаться в столичные тусовки, хотелось только тренироваться. Я пришёл в ближайший зал в Медведкове, познакомился с тренером Василием Гармаевым из Бурятии. Он очень спокойный, неэмоциональный, дисциплинированный, уверенный в себе, в своё время был очень сильным спортсменом по тайскому боксу. Мне сразу понравилось, что удары можно наносить не только руками и ногами, но и задействовать локти, колени.

Открытие турнира «Кубок Воина»

— Так ты решил развиваться в тайском боксе?

— Спустя несколько недель тренировок я услышал, что есть хорошие данные, что надо пробовать выступать. Началась подготовка к соревнованиям: с тренировок приходил поздно, спал мало.

Но спустя уже полгода я стал чемпионом Москвы по тайскому боксу, а потом по ушу-саньда.

В то время саньда был популярным, зрелищным и оплачиваемым видом спорта. Выступал даже в полупрофессиональных соревнованиях. Я считаю, что я своего тренера нашёл и выполнил всё, что от меня зависело.

— Твоя карьера спортсмена была непродолжительной…

— Я активно выступал с 2005 по 2008 годы. В преддверии чемпионата России по ушу­саньда в 2007 году я получил травму, пропустил соревнования, и летом был перерыв в тренировках. Гармаев улетел домой в Бурятию. Помню, меня разбудил его звонок. Говорит: в Москву больше не приеду. Меня как холодной водой облили. В новом спортивном сезоне пришлось переходить в другой клуб. Снова выиграл чемпионат Москвы по саньда, засобирался на чемпионат России. Но за несколько недель до соревнований мне сказали, что от нашего клуба туда поедет другой спортсмен. Такое решение принял тренер, он же председатель федерации ушу­саньда России. Получилось, что ситуация несправедливая, и пожаловаться некому. Решил поучаствовать в чемпионате Москвы по тайскому боксу уже от другого клуба. Первый бой я выиграл. Вторая встреча была назначена на следующий день. Мой соперник — воспитанник председателя федерации тайского бокса города Москвы. По пути на бой мне позвонили и сказали, что я дисквалифицирован: организаторы перенесли бой на утро, но мне об этом никто не сказал. Формальная неявка. Я развернулся и уехал. Увидел бессмысленность всех своих тренировок. Не было тренера и человека, который бы мне помогал. На тот момент я решил, что всё, со спортом надо завязывать.

— Тогда ты решил стать тренером?

— Я периодически приезжал в Сергиев Посад на выходные, занимался в зале с младшим братом. К тому же я общался с Артуром Никитенко, мы с ним когда­то учились вместе в школе. Он с друзьями тренировался в зале на Ферме и пригласил меня провести тренировку, показать, что такое тайский бокс. Им так понравилось! На первой тренировке было девять человек, на второй — больше двадцати. Не было никаких целей, тренировались в своё удовольствие, снимали зал, набирали группы. С каждым днём спортсменов становилось всё больше. Поначалу я брал только ребят старше 18 лет.

— Когда ты понял, что клуб «Воин» из секции превращается в твой бизнес?

— Поздно понял. Я даже не помню, какая оплата у нас была на Ферме. Мне было всё равно. Только в 2013 году, когда мы переехали в спорткомплекс «Салют», я понял, что надо оборудовать зал, надо платить аренду. Артур тоже захотел тренировать, надо было понимать, как будет выстраиваться взаимодействие между нами.

— Что из себя представляет клуб «Воин» сегодня?

— В клубе семеро тренеров: пятеро мужчин и две девушки. Двое тренеров — я и Артур Никитенко — являются также тренерами спортивной школы «Центр».

Во всех группах занимаются около 350 спортсменов, старшие воспитанники зачисляются в спортшколу. Я тренирую в основном взрослых и занимаюсь административной работой.

Один из моих воспитанников, Михаил Малеев, действующий спортсмен и тренер. В 15 лет пришёл ко мне, физически совершенно не расположенный к спорту. Он — пример, как на одном желании можно достичь успехов. В прошлом году Миша выполнил нормативы кандидата в мастера спорта. На чемпионате Московской области к нам в весовую категорию зашёл Владимир Опарин, очень опытный и техничный боец. В финале Малеев должен был встретиться с ним. Выиграть у такого соперника можно было только тактикой. Миша — очень неудобный соперник, об него можно легко травмироваться, он медленный, угловатый. Решили взять тактику активного второго номера, который провоцирует, защищается, заставляет соперника устать. К третьему раунду Опарин уже еле стоял на ногах. Тут Миша включился и одержал победу. В сентябре 2019 года мы поставили задачу — выполнить норматив мастера спорта. В декабре Малеев выиграл «Кубок Содружества». Теперь собираем документы для присвоения звания мастера спорта.

— У любого тренера есть мечта, цель. Чего хочешь добиться ты?

— Свой зал! Пока это нереально. В Сергиевом Посаде почти нет мест, где можно было бы сделать хорошо оборудованный зал. Те, кто говорят, что чемпионы рождаются в подвалах, они не правы. Это утешение какое­то. Характер и желание работать у спортсмена — это главное. Но нужны условия. Сейчас я прогрессирую, учусь новому, передаю знания, организую работу тренеров, это интересно!

Дарья Трофимова