Коронавирус обеспечил две постоянных темы для обсуждения на ближайшие месяцы: количество заболевших и влияние ситуации на мировую экономику. При этом количество заболевших соседей нам куда важнее общих цифр заражённых по всему миру. С деньгами то же самое: китайские и нью-йоркские биржи могут падать сколько угодно, вопрос в том, выживут ли местные предприниматели, которые дают работу тысячам горожан. Как на наших карманах ощущается пандемия?

Первые «заражённые»

Туристический сектор местной экономики первым ощутил на себе последствия пандемии.

«У нас проблемы начались ещё с февраля. С тех пор работаем в минус. В моём случае сразу по всем направлениям, — рассказывает Анна Зайкина, владелица магазина «Посадская матрёшка» на улице Карла Маркса в Сергиевом Посаде. — Сначала запрет въезда туристов, а китайцы делали 30 % выручки от продажи сувенирной продукции, потом запретили принимать группы — мы лишились возможности проводить мастер-классы».

Кроме того, нужно понимать специфику рынка: пандемия приходится как раз на сезон: пять месяцев, которые кормят предпринимателей (а соответственно и всех занятых в туристической индустрии) весь год.

Вторые, ощутившие влияние вируса финансово, — все, кто работали с иностранцами, например, переводчики.

«Ещё в феврале у нас проводили крупные международные мероприятия, а потом всё разом кончилось. Сейчас и я, и коллеги — мы все только на текстовых переводах, дистанционной работе. Оплата там, конечно, в разы ниже», — описал ситуацию Павел Алиев, работающий синхронным переводчиком.

Теперь вместе с закрытыми дверями торговых центров, салонов красоты, парикмахерских, фитнес-клубов и ресторанов проблема стала общей для всех предпринимателей. Даже без пандемии их главная головная боль — аренда. Размер её растёт с каждым годом, и оплачивать её нужно всегда, независимо от сезона или размера прибыли. Теперь же, когда во многих сферах работать официально (хоть и на время) запретили, ситуация складывается тяжёлая. Посетителей нет, прибыли нет, а платить за помещение надо.

Да, есть направления, которые не совсем замерли. Например, кафе и рестораны продают еду на вынос и осуществляют доставку. Обороты резко упали, но наличие хотя бы такой возможности зарабатывать позволяет рестораторам поддерживать штаны, пусть и на одной лямке.

У Светланы Голышевой достаточно известная в Сергиевом Посаде небольшая сеть кофеен Popeye. Она рассказала нашей газете, что один из владельцев помещения попросил полностью оплатить аренду за апрель, а в мае обещал подумать над тем, как сделать перерасчёт. Другой арендодатель на просьбу о снижении платы ответил, что решать этот вопрос они будут после того, как закончится режим самоизоляции. Кофейни — единственный источник дохода Светланы. Сотрудников, которые на неё работали, пришлось распустить по домам, а чтобы было чем платить за аренду не только помещений, где находятся кофейни, но и квартиры, а также банально купить себе продукты, девушка доставляет кофе по домам.

Светлане Полянской — владелице студии праздников «Раз, два, три» — удалось договориться об арендных каникулах. Правда, пока только за неделю вынужденного простоя. То есть аренду, фактически, снизили на 25 %. Праздники нынче проводить нельзя, домой аниматоров тоже никто не приглашает.

«Если придётся полностью платить за оставшиеся три недели расчётного периода аренды, то, скорее всего, будем закрываться, что ещё делать, я не знаю…» — говорит предпринимательница.

В режим подпольной работы, увы, перешли многие небольшие промтоварные магазины.

«Нам арендатор сразу сказал выкручиваться. Пытаемся как-то работать на доставке, и магазин открываем на час-другой, оповещая своих, — риск только на нас, но выхода нет», — рассказывает предприниматель Елена.

Её, как и многих владельцев мелких магазинчиков, не связанных с продуктами, изоляция застала врасплох.

Нужно вспомнить, что за пару недель до первых постановлений об «особом положении» провалились переговоры с саудитами, нефть упала до исторического минимума, рухнул рубль, и всё иностранное или с зарубежными комплектующими заметно подорожало — в итоге предприниматели побежали заказывать товар ещё по старой цене и остались само­изолированно сидеть на «натуре» без средств.

Принимаем по одному

Без средств к существованию оказались и работники сферы косметических услуг. Совсем недавно разрешили работать салонам с лицензией на медицинскую деятельность, но таких подавляющее меньшинство. Во многих случаях парикмахеров нанимали на работу не по трудовому договору, а предоставляли им место как индивидуальным предпринимателям или самозанятым. Таким образом предприниматели снижали налоговую нагрузку. Теперь у них нет ни потока клиентов, ни хотя бы минимального гарантированного оклада.

Выходят из ситуации по-разному, но в основном нарушая: кто-то приходит к клиентам на дом, другие пишут личные сообщения: «Я принимаю по 2-3 человека в день, приходи…» Иного выхода они просто не видят.

В похожем положении оказались даже сотрудники бюджетных учреждений: вот уж кому, казалось бы, переход в режим самоизоляции нипочём. Несколько человек на условиях анонимности (сокращений боятся все) рассказали газете «Вперёд» о практике перевода сотрудников на две трети ставки, а оклады там мизерные. Львиную долю зарплаты составляют премии и надбавки, которые платить никто не обязан в условиях прекращения работы учреждения. На этом фоне становится очевидно, что повезло тем, кто способен выполнять полный объём трудовых обязанностей удалённо, не посещая офис.

Остальных же в худшем случае ждут два пути: очередной кредит или постановка на учёт в Центре занятости.

Первая дверь, впрочем, тоже для многих закрыта, ведь большинство мелких предпринимателей уже в долгах, как в шелках. Кстати, 1 апреля Госдума приняла закон о «кредитных каникулах». Звучит хорошо, но на практике всё сложнее: бизнес и обычные граждане смогут просить об отсрочке платежей при предоставлении справки о том, что их доходы снизились на 30 % по сравнению с тем же периодом прошлого года.

По второму пути пошли уже многие: в сергиевопосадском Центре занятости телефонная линия раскалена, на входе (а точней на улице, чтобы не толпиться внутри) выстраивается очередь: среди них нет тех, кто подтверждает свой статус, — это сейчас можно сделать дистанционно.

«В условиях карантина мы принимаем только по записи, а предварительно просим присылать весь набор документов на почту. С 30 марта уже зарегистрировали как безработных 33 человека, это лишь небольшая часть заявок: у людей очень большие проблемы со справками от работодателя», — рассказывает Ольга Кондратьева, директор Центра. Даже из тех, кто зарегистрирован, увеличенные пособия по безработице (обещанные президентом 15 тысяч) получат в реальности единицы. Если вы потеряли работу раньше 2020 года — мимо, если проработали с нового года меньше 60 дней — тоже мимо.

Отдельный вопрос с самозанятыми. Даже официальных, скорее всего, ждут всего 1500 рублей пособия в случае постановки на учёт. «Мы им можем назначить пособие только в соответствии с их трудовой книжкой, — объясняет Ольга Кондратьева. — Как правило, люди эти не работали долгое время. Мы их можем зарегистрировать и назначить минимальное пособие. Сейчас так, но мы ждём разъяснений от министерства социального развития Московской области».

Читайте также:  >>

Спасение утопающих

Правительством был принят ряд мер, которые направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, например: приостановка налоговых проверок, перенос сроков сдачи отчётности, перенос уплаты налогов и страховых взносов и т. д.

Вот только большая часть мер поддержки, в том числе снижение средней ставки по кредитам, касается малого и среднего бизнеса, а значительная часть индивидуальных предпринимателей относятся к микропредприятиям, где численность сотрудников до 15 человек включительно и предельное значение дохода до 120 миллионов рублей.

Например, несмотря на внешний масштаб, этнопарк «Кочевник» — микропредприятие, и поддержки никакой им не положено. Парк закрыт, доходов нет. При этом стоимость содержания одного верблюда — 28 тысяч рублей в месяц, их в стаде двенадцать, а всего животных здесь обитает почти шестьдесят. Без посетителей они «безработные», но есть хотят так же, как все живые существа. Директор этнопарка Алексей Ежелев говорит, что в ближайшее время будут запускать продажу онлайн билетов, по которым можно будет прийти в «Кочевник» после того, как режим самоизоляции закончится. Надеется, что посетители парка и любители верблюдов их в этом поддержат.

Другая мера — уже от правительства области: региональному Фонду развития промышленности выделили 400 миллионов рублей для льготного кредитования. Но получить эти деньги можно на оборудование, его доставку и монтаж. Средства будут выделяться промышленным предприятиям, реализующим инвестиционные проекты на территории Московской области, в размере от 20 до 150 миллионов по ставке 1-5 % годовых (в зависимости от программы финансирования и вида обеспечения). Однако и здесь есть большое «но»: «В приоритете сейчас финансирование компаний, выпускающих оборудование и продукцию для выявления, профилактики и лечения эпидемических заболеваний, а также производящих средства индивидуальной защиты, лекарственные средства и медицинские изделия», — рассказала министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Наталья Егорова.

Наконец, Торгово-промышленная палата Московской области бесплатно выдаёт предпринимателям заключения о возникновении обстоятельств непреодолимой силы, которые позволят бизнесу отсрочить исполнение обязательств по контрактам и избежать штрафных санкций. Однако, по опыту наших местных бизнесменов, здесь опять же всё зависит от того, как договоришься с арендодателем или кредитором, и никакие бумаги здесь роли не играют.

Поэтому главное требование всех предпринимателей от мала до велика — введение налоговых каникул. Следом уже снижение арендной платы и стоимости коммунальных услуг, упрощённые рассрочки по выплате кредитов, получение льготных займов, мораторий на проверки и блокировки счетов. Судя по последнему обращению главы государства — ждать этого можно только от глав регионов. Очень ждём, а ещё всем нам, не только предпринимателям, стоит помнить, что в этот раз болеет вся экономика и это будет долгий «больничный».

 

Евгения Кинтушева

Иннокентий Майоров

Фото Сергея Семенькова

 

КОММЕНТАРИЙ

Сергей Тостановский, первый заместитель главы Сергиево-Посадского городского округа,

7 апреля встретился с журналистами и рассказал о возобновлении работы части небольших предприятий:

— К сожалению, остаются закрытыми сфера услуг, магазины, продающие непродовольственные товары, весь туристический бизнес. Со своей стороны, мы закрыли парки отдыха, бани, бассейны, досуговые центры. Но последнее постановление губернатора расширило возможность работы бизнеса. Почти всем, кроме вышеперечисленных, а именно маленьким производствам, разрешено вернуться к работе при полном соблюдении мер предосторожности (наличии средств защиты, проведении дезинфекции).

На работу могут выйти люди моложе 65 лет и только те, кто не может работать удалённо. Также необходимо зарегистрироваться в местной Торгово-промышленной палате и предоставить перечень сотрудников с их контактными данными. Они будут необходимы в случае введения пропускной системы.

Много вопросов, например, от автосервисов, шиномонтажей — каждый случай мы сейчас стараемся рассматривать отдельно. Работать можно, но с соблюдением всех правил и предосторожностей.

В Подмосковье по инициативе губернатора Андрея Воробьёва функционирует Центр защиты и поддержки бизнеса с единым телефонным номером 0150. Электронная почта для обращений Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Также на территории Сергиево-Посадского городского округа работает Единый центр поддержки предпринимательства и Торгово-Промышленная палата с единым телефоном 8(496)551-01-09. Электронная почта для обращений Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

У нас много обращений от работников предприятий, которые говорят, что от них требуют написать заявление об увольнении или об отпуске без сохранения заработной платы. Хочется напомнить, что нормы трудового законодательства не изменились. Если вас принуждают к какой-то незаконной деятельности — обязательно обращайтесь в трудовую инспекцию, по телефону горячей линии по вопросу +7(495)116-98-43 или непосредственно ко мне, к главе, в отдел инвестиций и вплоть до прокуратуры.