Пройдите немного к северу от ворот Лавры, и окажетесь у храма,  который обычно зовут храмом Петра и Павла. С этими именами он вошёл в путеводители, прописался на картах, и даже сами сергиевопосадцы сейчас вряд ли назовут его по-другому. «Историческое название церкви Воскресения Христова незаслуженно забыто», — говорит новый настоятель, иеромонах  Гурий (Гусев), сменивший на этом посту 79-летнего архимандрита Германа (Чеснокова).

Известность его предшественника выходит за пределы церковных кругов. Кто не слышал, что на 1-й Ударной проводят отчитки — изгоняют бесов из одержимых? Сергиев Посад не единственное место, куда едут за избавлением: известны леденящие кадры, где под силой взгляда и слова священника люди впадают в транс, плюются, заламывают руки, говорят не своим голосом и ругаются по-чёрному. Было, не было, что скрывать: так или иначе эти образы влияли на репутацию храма как «специального», куда местные не всегда решались заглянуть.

После того как о. Герман ушёл на покой в чине почётного настоятеля, отчитки прекратились, поток страждущих иссяк. Преемник переориентирует храм на обычных местных прихожан, и сменой названия дело не ограничится.

Иеромонах Гурий, выходец из армейской семьи, взялся за работу в нескольких направлениях — от документооборота до табличек на дверях в служебных помещениях. Создал юридическое лицо, теперь это Воскресенское подворье Лавры. Повесил на ограде уличные колонки, транслирующие богослужения. Вынес продажу сувениров в отдельную лавку. И даже стены церкви окрасятся в другой цвет: сейчас они ярко-голубые, а станут тёплыми жёлто-охристыми.

В иных случаях сказали бы: ребрендинг. Да и сам новый настоятель — не самый типичный в нашем представлении священник. Уже приняв монашество, поступил на очное бюджетное отделение МПГУ (педагогического, тогда ещё имени Ленина), получил диплом учителя истории и там же закончил аспирантуру.

О. Гурий встречает нас у входа.

— Не будете против, если мы пофотографируем внутри?

— Да, конечно, фотографируйте. Вот несколько новых икон, которые мы поместили по просьбам прихожан — икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и икона Спиридона Тримифунтского. Нашим прихожанам хотелось молиться перед ними, они их почитают. Вместе собирали на них деньги, как и на эту, она появилась у нас недели три назад, — икона Луки Крымского.

— Как храм изменится внешне?

— Первым делом я убрал глухой забор у ворот. Вынес из храма торговлю, сделал для этого отдельную лавочку. Появилась изящная ограда, цветочные клумбы. На собраниях я прошу сотрудников быть предельно вежливыми. Человек же хочет чувствовать себя в радушной обстановке, он ждёт хорошего отношения к себе, чтобы на него не кричали из-за того, что он ходит по помытому полу. Мы должны вернуть храму изначальное предназначение, сделать его привлекательным не только для гостей, но и для тех, кто живёт рядом. В этом моя задача как настоятеля.

— Кто ваши прихожане сегодня?

— Люди, которые к нам приходят, изменились. Стало больше молодых, жителей окрестных улиц. Бесноватые, хотя далеко не всегда среди них были те, которым нужна помощь, и просто странные товарищи теперь сюда не наезжают. Раньше их было большинство, а теперь начали приходить местные, их больше, они хотят иметь свой храм. Представьте: он стоит в центре города, это даёт ему, по сути, статус городского собора. Мы помним, что в городе какое-то время назад хотели строить новые храмы, но вот же, он уже есть, рядом!

— После внешних перемен станет ли другой атмосфера?

— Я всем здесь говорю: не надо делать мрачные лица, Церковь существует для радости. Мы должны дать человеку почувствовать, что вера — это утешение. Апостол Павел учил радоваться и непрестанно благодарить Бога за всё. Господь призывает нас, служителей, утешать людей, не пугать, не преподавать религиозную жизнь как тяжкое бремя. Подвиг человек возьмёт сам, и сделает это для того, чтобы стать лучше. Но, конечно же, при этом должно быть и благочиние — сдержанное, благочестивое отношение к месту и к себе.

— Где сейчас о. Герман, почему произошла эта перемена?

— Он почётный настоятель храма, имеет келью в Лавре, в своей родной обители. Он немало потрудился на этом посту, его любят и уважают прихожане. Благодаря труду, харизме, высочайшему авторитету о. Германа храм восстанавливался из руин, формировалась приходская жизнь, но в свои почти 80 лет он в полной мере не может нести эти заботы хотя бы по состоянию здоровья. Хозяйственная деятельность — это всё же большие хлопоты. Отчитки восполнены соборованием — раньше они держались на силе, харизме совершающего, а без о. Германа проводить их смысла нет.


Так выглядел храм в 1970-х


Храму на улице 1-й Ударной армии в этом году исполняется 200 лет, но молитвы на этом месте совершались ещё в XVII веке. Они проходили в деревянной церкви, построенной вскоре после снятия осады Лавры, в память о тех событиях. «Апостольское» название укоренилось позже, как объясняет о. Гурий, благодаря одному из приделов церкви, названному в честь Петра и Павла. Полное её название всё же другое — Церковь Воскресения Христова.

Владимир Крючев

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Иеромонах Гурий (Гусев), настоятель:

— Наш храм, по сути, — памятник народному подвигу. Деревянную церковь построили в XVII веке в память о защитниках осаждённой Лавры, которые самоотверженно прорывали осаду, а каменная появилась позже. У нас есть современная часовня в память о павших воинах. Она стоит с девяностых, но часто была закрыта. Теперь часовня работает постоянно, там можно помолиться перед отреставрированной иконой царя Николая II, помянуть погибших в современных конфликтах. Такие храмы должны быть в городе — доступные и близкие, но в то же время хранящие частички нашей истории, которые, как мостик, связывают нас с чем-то родным.