Это всё-­таки произошло: в понедельник, 27 января, первые мусоровозы с отходами из синих контейнеров прибыли на КПО «Север» в Сахарово. Старт сортировочной линии комплекса дал зампред правительства Московской области Евгений Хромушин. Цеха пока запущены только в режиме пуско-наладки под нагрузкой. Но руководство комплекса обещает уже в начале весны выйти на полную загрузку.

В Сергиево­-Посадском городском округе построен крупнейший в России комплекс по переработке отходов, способный сортировать до 450 тысяч тонн мусора в год, заявляют власти московского региона. Похоже, эта формулировка настораживает только нас, жителей этого самого округа. Не превратится ли в итоге инновационная сортировка в крупнейший в России мусорный полигон? Чтобы развеять страхи, журналистов местных СМИ и ближайших округов пригласили первыми ознакомиться с процессом.

Радиацию отсеют уже на въезде

Синий мусоровоз подъехал к контрольному пункту.

«Прежде чем он заедет за шлагбаум, система автоматически распознает номер машины и сверит его с электронным талоном. Такая схема работы позволяет полностью избежать бумаг и связанных с ними подделок», — поясняют журналистам.

Похоже, что с нашим мусоровозом было всё в порядке, въезд открыли, и машина заехала на следующий этап проверки — весы. Тут всё тоже полностью автоматизировано. На экране диспетчера высвечивается вся информация, откуда доставлены отходы и их тип. К слову, на комплексе должны принимать только твёрдые бытовые отходы. Но часто попадается крупногабаритный мусор и, что хуже, строительный. Мощности комбината на переработку последнего не рассчитаны. Однако уже по весу машины можно определить, какие отходы привезли. Если заметят явный перевес, могут, по­видимому, и развернуть.

В будущем здесь же на въезде все мусоровозы будут проходить через рамку радиационного контроля, что позволит избежать попадания вредных отходов на предприятие. Если что­то обнаружат, объект будет извлечён и отправлен на специализированное предприятие для утилизации.

Также комплекс в Сахарове, как все аналогичные КПО в Подмосковье, подключат к системе автоматического учёта и контроля — «АИС­отходы». То есть вся та информация, которой владеют диспетчеры комплекса, в режиме онлайн доступна и в Центре управления регионом. А значит, не будучи в Сахарове, власти смогут проконтролировать всю цепочку обращения с отходами: приём — сортировку — обезвреживание — переработку в технический грунт — размещение «хвостов».

Сортировка, как в Германии и Швейцарии

«Теперь и у нас есть такие же технологии, которые используются в Германии, Швейцарии, Швеции, Нидерландах, Великобритании и других европейских странах», — гордо декларируют прессе.

Производством и монтажом техники в Сахарове занималась немецкая компания «Хусманн Рус». Как отметил представитель фирмы, более 70 % оборудования было произведено в России по программе импортозамещения. Признаться, я бы не возражала, если бы все сто процентов техники были сделаны немцами, как-­то спокойней, что конвейер не встанет в один прекрасный момент.

Тем временем наш мусоровоз направляется в зону разгрузки, а нас останавливают у дробильной машины, куда уже заправили заранее выловленный из мусорной кучи крупногабарит. Дробилка, также произведение «Хусманн Рус», ловко проглатывает деревяшки и выдаёт взамен мелкую щепу.

«Мощность дробилки 60 тонн в час. Из перемолотого мусора в дальнейшем изготавливают паллеты. Такая же установка уже успешно работает на КПО в Коломенском округе и способна перерабатывать до 300 тысяч таких отходов в год», — комментируют эксперты.

Куча мусора, которую высыпал мусоровоз, из синих контейнеров. По содержимому — пластиковым бутылкам, картонным прокладкам из­под яиц, упаковкам из­-под соков — видно, что отходы были заботливо собраны поборниками раздельного сбора мусора.

«Мы видим, что мусор собран качественно, — обращает внимание журналистов Евгений Хромушин. — Связка «синий контейнер — синий мусоровоз» позволит не захоранивать 2 миллиона тонн отходов в год только благодаря тому, что создана система раздельного сбора отходов. Если из серого бака можно будет извлечь только 20 % вторсырья, то из синего больше 50 % пойдёт на переработку».

В «сердце» комплекса

Наконец, нас заводят внутрь цеха, где бьётся «сердце» всего комплекса — линия сортировки. Пока здесь всё чисто, без посторонних запахов, ведь большой загрузки пуско­-наладка не предусматривает. Перед тем как мусор попадает на ленту, его пропускают через разрыватели пакетов. Самый крупный целлофан, а также некондицию — лампочки, батарейки и прочее — работники цеха выбирают вручную. Работа, конечно, не из приятных, хотя и её нужно кому­то выполнять. «Интересно, сколько тут платят?» — перешёптываются коллеги. «По слухам, 30­-40 тысяч рублей», — отвечают более осведомлённые.

Прошедший ручной «кастинг» мусор ползёт дальше по линии, где за него берутся сепараторы, которые делят отходы на фракции. Всего в комплексе их пять видов. Например, роторный сепаратор предназначен для отсева мелкого мусора, а также выполняет функцию равномерного распределения материала, поступающего для дальнейшей сор­тировки. Воздушным потоком воздуха выдувает плёнки. Оптический сепаратор вылавливает пластик, а баллистический делит его на плоский (2D) и объёмный (3D). Самый занятный — магнитный, он примагничивает металлы, причём распознаёт чёрные и цветные.

Неликвида во вторсырье нет

Конечный результат, когда разделённый на фракции мусор, кроме стекла, прессуют в кипы и автоматически обвязывают проволокой, мы, естественно, не увидели — прессовать пока нечего. Но у комплекса уже есть договорённости, куда они будут сдавать вторсырьё.

Судя по заявленным прогнозам, объёмы вторички будут немалые. В среднем здесь планируют извлекать до 20 % отходов вторичных ресурсов для повторного использования и около 35% отходов, пригодных для компостирования с получением технического грунта. Остальные 45% отходов, не поддающихся переработке, разместят на временном полигоне, пока не будут запущены мусоросжигательные заводы.

«В Подмосковье есть много предприятий, занимающихся переработкой вторсырья. Только недавно в Пушкинском районе открылось предприятие, где перерабатывают 24 вида пластика. У нас практически по всем объектам подписаны соглашения по поставке вторичного сырья, неликвида нет. Некоторые компании принимают его практически бесплатно, за доставку, например бумагу. Остальное хоть копеечку, но стоит», — рассказал Евгений Хромушин.

Компост пустят на рекультивацию полигонов

На этом наша экскурсия закончена, а корпус компостирования нам пообещали продемонстрировать через месяц, когда его окончательно доведут до ума.

Для понимания поясню, что всё то, что не отобрали сепараторы, — пищевые и растительные отходы, загрязненная мелкая бумага и пр., одним словом, органика — вполне сгодится для компостирования. Под эти цели в комплексе предусмотрены два закрытых корпуса, оснащённых новейшим оборудованием российской компании «Агрокомпост». Эта фирма является резидентом Skolkovo и одним из первопроходцев данной технологии в нашей стране. Они разработали уникальную для наших климатических условий технологию, когда всего за 14 дней, благодаря термофильным бактериям, ворошению и организованной подаче воздуха, органические отходы обезвреживаются. При температуре до 70 градусов уничтожается патогенная микрофлора, личинки насекомых и вредные микроорганизмы. Для сравнения — аналогичный процесс в естественных условиях нашего климата занимает не меньше 2­3 месяцев. Вся эта процедура будет проводиться в закрытом помещении. Неприятные запахи в процессе компостирования очищаются в биофильтрах вентиляции. Полученный технический грунт в дальнейшем можно использовать для озеленения, отсыпки откосов дорог и рекультивации полигонов ТКО.

«На сегодня весь грунт мы используем для рекультивации полигонов. На другие цели его не хватает. У нас в программе рекультивации на ближайшие два года 11 объектов», — сказал Хромушин.

Стремиться к нулевому захоронению отходов

Такую задачу поставило перед собой правительство Московской области. К сожалению, обойтись совсем без «хвостов» пока невозможно. Зато уже есть способы сократить их объём и вредное воздействие на окружающую среду.

Как объяснили журналистам, отходы, оставшиеся после сортировки и измельчения, которые не поддаются переработке, будут складировать на специальной карте, оснащённой трёхслойным противофильтрационным экраном. Он представляет собой герметичное покрытие из бентонитовых матов, полиэтилена высокой плотности и геотекстиля, защищённых слоем грунта, и предотвращает попадание вредных веществ в почву и грунтовые воды. Загрязненные сточные воды (фильтрат), образующиеся на карте, через систему дренажа поступят в очистные сооружения. Для очистки фильтрата применяется механическая фильтрация, нейтрализация и обратный осмос. Это позволит довести качество очищенных стоков до требований, предъявляемых рыбохозяйственным водоёмам.

Оксана Перевозникова

Фото Сергея Семенькова

Комментарии

Михаил ТОКАРЕВ, глава Сергиево­-Посадского округа:

— Работа комплекса позволит отправлять на переработку около 50 процентов всех отходов. До недавнего времени эта цифра не превышала 7 процентов. Поставлена задача максимально вовлекать мусор во вторичный оборот, чтобы выйти на нулевое захоронение отходов. Это европейская практика, которую необходимо достигнуть. Мы можем говорить о том, что уже в марте наш мусороперерабатывающий комплекс запустят на полную мощность. На сегодня здесь уже работают около 150 сотрудников, жителей нашего округа. В целом на предприятии будет задействовано более 600 человек. Напомню, что комплекс зарегистрирован в нашем округе, стоит у нас на налоговом учёте и все налоги пойдут в наш бюджет. Мне кажется это тоже немаловажно.

 

 

 

Евгений ХРОМУШИН, заместитель председателя Правительства Московской области:

— В декабре мы запустили первую линию на «Алексинском карьере». Сейчас активно идёт работа по запуску комплекса в Кашире. В 2020 году у нас должны быть введены все шесть оставшихся КПО. Комплекс «Север» будет перерабатывать отходы из Сергиево­-Посадского кластера, Дмитрова, поскольку в конце года закрыли полигон «Непейно», Мытищ, где также закрыли полигон, Пушкина, Талдома и других. Какая­то часть московского мусора будет здесь обязательно. У нас с Москвой официально подписано соглашение. В следующие 10 лет мы принимаем 3,4 миллиона тонн отходов из Москвы. На каждом из наших КПО будем планировать ёмкость под отходы из Москвы. С пуском всех комплексов мы на конец 2020 года свои потребности и потребности Москвы закроем. Но утилизация мусора это абсолютно живой организм и надо понимать, что если у нас не появится достаточное количество заводов по термической обработке, то через пять лет мы должны будем строить ещё 12 таких же КПО. Поэтому мы ждём, что РТ «Инвест» построит первые два завода (прим. ред. — мусоросжигательные), и мы начнём возить «хвосты» туда и термически утилизировать, не заполняя чашу. Мы считаем объективным, что нам надо порядка семи заводов для того, чтобы мы вышли практически на нулевое захоронение, как Европа, и больше таких КПО не строили.

Фото Сергея Семенькова

Больше фото в галерее >>