Тонким алмазным диском хотьковчанин Иван Першко нарезает трубки из кварцевого стекла: пять сантиметров, десять, двенадцать с половиной... Длина каждого отрезка высчитана до долей миллиметра, и на то есть своя причина.

Без инструмента, на глаз, эти погрешности не увидишь, но ухо обязательно почувствует мельчайшую фальшь, ведь каждый такой отрезок станет нотой в новом музыкальном инструменте, который в своей домашней лаборатории недавно начал выпускать Иван, любитель пустотелых баллонов­барабанов — глюкофонов, плоских гулких тарелок — хангов и другой музыкальной экзотики.

Звучание производят трубки, подвешенные тросами на деревянной раме. Ударять можно и палочками, и руками, и звук получается разным, но всегда волшебным, объёмным, укутывающим.

Обычно такие трубки используются в медицине, в промышленности, они славятся своей устойчивостью, плавятся при температуре выше тысячи градусов. Волшебное звучание стало побочным, но приятным эффектом.

Эти инструменты называют хрустальной арфой, но что первое слово, что второе — всё условности. Кварц это не совсем хрусталь, у них разный химический состав, а «арфа» больше похожа на смесь гуслей и ксилофона. Просто «хрустальная арфа» звучит куда выигрышнее, чем «кварцевые гусли» — и продать проще, и легенду вокруг этого образа вырастить легче. Но хотьковские арфы пока делаются не на продажу, а просто хобби для себя, для семьи.

У вас в руках инструмент гипноза

Легенд вокруг хрустальной арфы и так уже достаточно. Проследить, откуда ноги растут, непросто. Считается, что первыми в стране несколько лет назад её начали делать петербургские мастера. Занимающихся арфами у нас не так много — известна та самая питерская мастерская, и вот появилась ещё одна, хотьковская.

Но и они не были первыми. Разные источники ссылаются на некого ирландца Ричарда Поркрича. Следов самого Поркрича найти не удалось, да и фамилия звучит как­то не очень убедительно, непривычно во всяком случае — она не самая распространённая из тех, что сегодня на слуху. Поиски в «Фейсбуке» тоже не помогли, какие варианты написания не ищи. Так кто же ты, мистер звучащий хрусталь?

Оказалось, что жил этот джентльмен несколько столетий назад. И инструмент, который он придумал, оказался не совсем той арфой, которую делают в Хотькове и Питере. Изначально это был набор подогнанных бокалов для вина, которые — если провести по ободу рукой — словно начинают петь.

Этим стеклянным пением Поркрич (именно так, как выяснилось, следует читать его фамилию) загипнотизировал, по легенде, приставов, которые собрались арестовать его за долги. Он же в другие годы эксцентрично предлагал разные авантюры в парламенте — например, осушить ирландские болота и разбить на них виноградники или использовать процедуру переливания крови, чтобы обеспечить бессмертие пациента, но с одним условием: официально считать его умершим по достижении 999 лет.

Всё это при желании можно услышать в переливах поющего стекла, ведь звук с первых нот заставляет слушателя впасть в лёгкий транс и немедленно начать фантазировать.

Где услышать?

Единственные, кого Ивану удаётся загипнотизировать звуками хрустальной арфы, — это его маленькие дети, которым, как и всем детям, иногда положено пошуметь.

Используются хрустальные арфы в музыке и как дополнительный инструмент, и как главный, солирующий. Картину дополняют эзотерические теории о волшебных частотах, которые воздействуют на духовный мир, переносят в другие измерения — но все эти конструкции на любителя.

Среди ценителей встречаются увлекающиеся йогой, медитацией. Православные батюшки тоже слушали, говорит Иван, и вроде даже им понравилось. Сам он, что интересно, не музыкант по профессии, а резчик, делает иконостасы.

Но вот и это удивительное свойство хрустальной арфы, её волшебные трубки в любом случае заставляют замереть, обернуться, прислушаться. А где это можно сделать?

Обнаружить хрустальные звуки можно на ярмарках хенд­мейда в Сергиевом Посаде и Хотькове, где порой участвует Иван.

«Мне нравится играть вместе с другими, со зрителями», — говорит музыкант, не делающий секрета из своего ремесла. Следите за объявлениями и приготовьтесь услышать интересный инструмент, способный удивить любого.

 

Владимир Крючев

Фото Сергея Семенькова