Учитель русского языка и литературы, дважды номинант конкурса «Учитель года», а теперь ещё и депутат образованного недавно Совета Сергиево­-Посадского городского округа Дмитрий Палагин всегда отличался категоричным мнением, порой отличным от большинства. Так уж повелось, что в династии педагогов Палагиных не принято бездумно брать под козырёк, исполняя чужие требования. Поэтому и мы не побоялись задать ему острые вопросы, которые не остались без ответов.

Дмитрий Юрьевич, как вы решились пойти в депутаты?

— Пять лет назад мне уже предлагали пойти в депутаты, но я отказался. Политика — дело специфическое, и я со своим неумением подстраиваться, тогда решил, что не буду соответствовать. А сейчас, с возрастом, когда исполнилось 50 лет, совершенно неожиданно для меня произошла переоценка ценностей. Показалось, что мне есть что сказать, и я могу поучаствовать в жизни города. Мне ещё нужно понять свои возможности как депутата, пока я только привыкаю к этому статусу.

— Вы уже принимали участие в нескольких заседаниях окружного Совета. Работу в каких депутатских комитетах вы предпочли?

— Каждый депутат может входить в два комитета. Я выбрал то, что мне понятно и близко — социальные вопросы и сельское хозяйство. Потому что ЖКХ требует всё-­таки специальных знаний, нормотворчество тоже интересно, — но я не думаю, что у меня настолько масштабное мышление, чтобы заниматься законодательными актами. А социальный комитет — это образование, культура. За 30 лет работы в школе я всё­таки что­то в этих вопросах понимаю и вижу круг проблем, которые есть.

— Мало в какой сфере происходит столько преобразований, как в образовании. Увеличилась нагрузка на детей, прибавилось отчётности педагогам. Как вы считаете, объём требований не чрезмерный?

— Я часто слышу, что учителя завалены бумагами, но пусть коллеги меня извинят — это не совсем так. Отчёты за четверть, по контрольным и по двоечникам были всегда. Прибавилось заполнение электронного журнала, но бумажный журнал ещё дольше заполнять. Сложности, на мой взгляд, возникают только с введением очередных ФГОСов (Федеральные государственные образовательные стандарты), которые строятся на непонятных нормальному человеку формулировках. Такое чувство, чем больше неясных, псевдонаучных терминов, тем круче считается разработка. Планы уроков в интернете читать невозможно, такое впечатление, что их пишут не люди, а боты. Нормальный человек по такой схеме вести уроки не будет. Раньше план урока ты читал как литературную повесть. А сейчас в каждый конспект обязательно вставлено, что при изучении темы, например, «Причастие», я должен прививать любовь к Родине. Как я могу это сделать? При помощи суффиксов ­ущ, ­ющ?

А на детей нагрузка увеличилась в разы, даже технически. Когда мы учились, уроки у нас шли максимум до 14 часов, сейчас 8 уроков заканчиваются в 15:50! Дети реально устают, им тяжело, плюс разного рода диагностические (контрольные) работы.

— Кстати, об уроках. В школах с этого года обязательными являются два иностранных языка. Нужно ли это, когда многие дети и по­русски пишут с ошибками?

— Два языка — неплохо, но мне кажется, это несколько поспешное решение. Например, для девятиклассников выучить за оставшийся год второй язык просто невозможно. Нужны десятилетия, чтобы в школе два иностранных воспринимались как должное. Я понимаю позицию Министерства образования, которое хочет дать максимально большой объём знаний, подготовить детей к современным вызовам, но всё надо делать постепенно.

— Престиж профессии учителя постепенно растёт. Это видно по тому, что люди, уходившие из школы, возвращаются туда вновь, молодёжь поступает в педвузы и выходит работать по специальности. С чем, по­вашему, это связано?

— Я в принципе понимаю, почему это происходит. У педагогов сейчас зарплата выше, чем во многих сферах по городу, она стабильна, материальную базу учителей укрепили, я не могу сказать, что у нас какие­то проблемы с финансированием. Правда, в обывательской среде бытует ещё одна точка зрения, и она не очень приятно звучит. В учителя идут две категории людей: те, кто больше нигде не пригодился и просто по накатанной, окончив 11 классов, вернулся в школу преподавать, и те, для кого педагогика действительно призвание. Но если начать заниматься самокопанием, то настроение себе посадить можно прилично.

— Вы известны как демократичный учитель, пятёрок не требуете. Чего вы хотите добиться от учеников?

— Да, я довольно демократичный, не загоняю детей в шаблон. Что касается уроков, с одной стороны, я обязан подготовить детей к ОГЭ и ЕГЭ, ребёнок должен качественно сдать экзамен, поступить в техникум или институт, желательно на бюджет, так как обучение в наше время имеет вполне конкретный денежный эквивалент. С другой стороны, моя задача не убить в ребёнке желание думать самостоятельно. Поэтому, когда идёт подготовка к экзамену, уроки строятся по чётким нормативам, а когда разбираем произведение, ребята могут высказывать любую точку зрения, хоть написать, что Раскольников прекрасный человек и правильно убил старуху-­процентщицу, главное, чтобы смогли аргументировать это текстом. И я очень жёстко отношусь к списыванию из интернета. Сразу ставлю двойки, причём очень тактично, — полностью перепечатываю сочинение ребёнка, загоняю в программу «антиплагиат», и она даёт ссылки на все сайты, откуда были взяты эти «мудрые мысли».

— Последние веяния от Министерства образованиятестирование учителей. Знаю, что в кулуарах об этом говорят, многие из педагогического сообщества относятся к нововведению негативно. Ваша позиция в этом вопросе?

— Я также отношусь к тестированию негативно. Объясню, почему. Два года назад от клуба «Учитель года» я принимал участие в тестировании, а потом давал открытый урок под камерой, которая, как мне потом рассказали, в отвратительном качестве транслировала изображение в другие кабинеты. Что происходило на уроке, видно было с трудом. Для чего это было нужно, сложно сказать, как и сам тест, который мы писали в Балашихе и который непонятно что проверяет. Нам обещали, что результаты мы узнаем через неделю. Но только спустя два месяца, в декабре, мне прислали ссылку на сайт, по которой я зашёл и увидел белый фон, а на нём столбиком цифры — мои баллы — и всё. Проверку произвёл институт Герцена в Петербурге. Что они у меня проверили, так и осталось загадкой. Это был плевок в мой адрес.

— К сожалению, педагоги вынуждены мириться с системой и в той или иной степени одобрять её. Вы бы не хотели поднять этот вопрос на законодательном уровне, теперь уже как депутат?

— Хочу, но только когда пройду новый тест. Нельзя ругать то, чего не произошло, это неконструктивно. Поэтому я выполню задания, дождусь результатов. Надеюсь, что они будут вменяемые, и я увижу, кто я — неуч или молодец. А дальше, если будет резонанс, попытаюсь инициировать вопросы, которые возникнут у меня и у педагогического сообщества. Если в этой проверке есть далеко идущие планы, это хорошо, а если, как в прошлый раз, нам просто дадут результаты со словами: «Молодцы, поучаствовали!», мне кажется это некорректным.

— Вы видите детей, знаете, на что они способны и кем, возможно, станут в будущем. Есть ли среди ваших учеников потенциальные депутаты?

— У меня дочка работает учителем ИЗО в начальных классах, к ней подошли второклас­сники и попросили: «У вас папа президент Сергиева Посада, мы знаем, скажите ему, чтобы он вёл Хэллоуин». Второклассники воспринимают депутатство, как нечто особенное. Шестиклас­сники, когда узнали, что я стал депутатом, тоже решили, что это что­-то очень значимое. А вот в 9 классе ни у одного человека нет должного пиетета к статусу депутата, единственное, что они мне сказали: «Классно, Дмитрий Юрьевич, теперь вас ГИБДДшники будут отпускать». Сейчас дети более свободные, нежели мы, у них нет авторитетов, нет страха перед значимыми лицами.

— Уже три года у руля муниципалитета стоит Михаил Юрьевич Токарев. Как депутат, вы можете поставить оценку его дея­
тельности?

— Я помню, что вначале Михаил Юрьевич был немного не мэр города, это было видно по его публичному поведению, а сейчас в нём очень чётко проявляются черты уверенного руководителя. Это импонирует, человек осознаёт себя во власти, понимает степень ответственности, контролирует ситуацию в округе. На заседании Совета, когда мы выбирали главу, я сказал слова в поддержку Михаила Юрьевича. Абсолютно искренне считаю, что с позиции образования город за эти годы изменился к лучшему, школы оснащаются технически и довольно уверено себя чувствуют. Город меняется внешне, появилось много красивых фотозон, целые участки, довольно большие, где можно комфортно себя чувствовать. Сергиев Посад стал более статусный. Мне есть с чем сравнить, у нас в семье хобби ездить по городам, на машине уже объехали всё «Золотое кольцо». В этом году мы были в Архангельске, Данилове, Вельске, Грязовце. При плохом развитии Сергиев Посад легко бы скатился до уровня этих городов, не в обиду им сказано. Город — это же не площадка для экспериментов. Когда мэр понимает, что нужно делать, задаёт вектор развития, нет смысла выбирать кого­то другого.

Беседовала Оксана Перевозникова

Фото Сергея Семенькова