Первая (во всяком случае, за долгие годы) выставка денежных знаков открылась в нашем городе. Сотни редких банкнот столетней давности показывают историю государства с необычного ракурса.

Облигации с опечатками; уцелевшие после массового уничтожения банкноты; кустарные и высокохудожественные; официальные и выпущенные государствами­самозванцами, с благородными и не очень профилями, а ещё с зашифрованными словами — все они в краеведческом корпусе музея­заповедника в Овражном переулке Сергиева Посада. 

Большая часть коллекции позаимствована из собрания самарского нумизмата Владислава Студеникина. Её дополнили значки сергиевопосадца Александра Тихонова и предметы из фондов музея. Вот только несколько интересных моментов с выставки.

Сейчас каждая банкнота имеет уникальный номер, но в годы Первой мировой войны российское правительство в условиях инфляции выпустило миллион стандартных купюр самого ходового номинала с одним им тем же номером.

Самые красивые деньги мира, по мнению Владислава, выпускались в России при Николае II. «Ни одна страна мира не превзошла русские деньги последнего царского вида по художественному оформлению», — делится он наблюдением.

Деньги первой Советской республики имели надписи на разных языках мира, включая арабский и китайский. Выпускались они с расчётом на то, что мировая революция рано или поздно придёт и в эти страны. Планы не сбылись, но любопытные экземпляры остались.

Переходя от стенда к стенду, можно проследить, как за первые годы советской власти банкноты теряли лоск и изящество, как падало качество бумаги. В условиях Гражданской войны в регионах появлялись свои знаки оплат, особенно это касалось удалённых от Москвы окраин бывшей империи.

Есть на выставке яркие примеры, как личное переплеталось с государственным. Екатеринбургская советская пятирублёвка стала коллекционной редкостью из­за причудливого поворота истории: местное рабоче­крестьянское правительство выпустило банкноту с изображением матроса, но скоро город захватил Колчак. Как морской офицер, он пришёл от этого в бешенство и приказал уничтожить весь запас «пятёрок». Уцелела лишь малая часть тиража, автоматически став большой редкостью.

Северо­-Кавказская советская республика со столицей в нынешнем Краснодаре была первой, кто в 1918­-19 годах впервые упомянул имя Ленина на деньгах. Гравёров у них не было, изображения вождя пролетариата сделать не получалось, но получилась надпись «проЛетарии всЕх страН, соедИНяйтесь», где заглавные буквы выписывают его фамилию.

В обычной жизни Владислав Студеникин — директор витражной мастерской. Он военный по образованию, а вовсе не историк, финансист или художник, как можно было бы подумать. В своём увлечении специализируется на Гражданской войне, а начинал коллекцию с простого царского пятака, который нашёл с братом на чердаке семейного деревенского дома.

Каждое хобби меняет личность коллекционера, а нумизматика — сильнее многих других. «Она заставила лично меня по­другому посмотреть на итоги революции 1917 года, — говорит Владислав. — Если раньше мне эта тема была безразлична, то, изучая историю через деньги, я понял, что нам объясняли всё не так, как было на самом деле. Естественно, революция произошла не на пустом месте, были и огромные перекосы, и надо принять как факт, что правительство совсем не думало о людях. Но с приходом власти большевиков ситуация только усугубилась — это очевидно».

Выставка продлится до ноября.

Владимир Крючев