Думали ли вы, что сергиевопосадский НИИ внёс немалый вклад в дело вьетнамских коммунистов? Вряд ли. Меж тем вклад наших учёных был удостоен высокой награды. Она была присуждена предприятию за неоценимый вклад в работы по сохранению тела президента Республики Вьетнам Хо Ши Мина. Орден Дружбы был торжественно вручён 28 мая в посольстве СРВ в России Алексею Суровугенеральному директору НИИРП. Персональный орден Дружбы за сотрудничество с вьетнамским госкомитетом по делам управления мавзолеем Хо Ши Мина также был вручён Полине Таскаевой, возглавлявшей предприятие в период реализации российско­вьетнамского проекта.

Церемония была приурочена к юбилейному событию — 50-­летию сохранения прижизненного облика великого сына вьетнамского народа. Вручению предшествовала десятилетняя успешная работа АО «НИИРП», связанная с передачей вьетнамской стороне технологии изготовления прорезиненной ткани на основе вьетнамского шёлка и спецкомбинезонов из неё.

Нам удалось побеседовать с Полиной Таскаевой, которая от начала до конца курировала весь проект, длившийся с 2010 по 2018 год. Вьетнамские коллеги называют её не иначе, как женщина-­жемчужина, потому что она знакома с двумя лидерами стран — президентом России Владимиром Путиным и президентом Социалистической Республики Вьетнам Чыонг Танг Шангом. По вьетнамским поверьям, человек, который за свою жизнь встретился лично с двумя президентами, наполняется таинственной энергией.

Полина Владимировна, долгие годы тема бальзамирования вождей была закрытой информацией. Раскройте, наконец, секрет, что за изделие ваш институт разработал для сохранения тела?

— Это специальный прорезиненный костюм из шёлка. Изначально технология была разработана для Мавзолея Ленина в Кремлёвской лаборатории № 1. Сейчас это Всероссийский научно­исследовательский институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР), где работают учёные­биохимики, которые готовят бальзамические компоненты для сохранения тела. Эта технология применяется не только для тела Ленина, но для корейских и китайских вождей, в том числе тела вьетнамского лидера Хо Ши Мина.

Как вы считаете, почему вьетнамцы решили построить аналогичный завод у себя?

— По моей личной версии, во времена перестройки, когда «горячие головы» стали говорить, что нужно вынести тело вождя русского пролетариата из Мавзолея и захоронить, вьетнамские товарищи забеспокоились, что производство в России закроют, и решили купить нашу технологию. По рекомендации ВИЛАРа они вышли на наше предприятие, как на лучший институт резиновой промышленности. У нас к тому времени уже была разработана технология производства прорезиненных тканей на основе нашего шёлка. Но вьетнамские товарищи поставили условие, что будет применяться их вьетнамский шёлк.

Можете для обывателя пояснить, в чём суть технологии?

— На шёлк с помощью специальной шпрединг-­машины наносятся тонкие слои или, как мы их называем, штрихи специального резинового клея, сделанного по оригинальной рецептуре. Состав смеси должен быть биологически инертен к материи (коже), это очень важный фактор. После нанесения каждого слоя ткань пропускают над нагревательными элементами, чтобы растворитель ушёл. Дальше эта конструкция идёт на вулканизацию: чтобы резина стала инертным материалом, её надо положенное время выдерживать под давлением и определённой температурой. В конечном итоге мы получаем очень нежную и тонкую, толщиной всего 0,2 мм материю, непроницаемую для раствора и газов. Дальше из неё шьют специальный костюм под названием «комбинезон».

Какие функции выполняет шёлковый «комбинезон»?

— Он удерживает бальзамические мази и растворы, позволяет им как можно дольше сохранять свои свойства. «Комбинезон» полностью покрывает тело, ткани нет только на видимых частях — кистях рук и голове.

С 2010 по 2018 год специалистами НИИРПа была проведена длительная и серьёзная работа по проекту, успешно завершившаяся размещением во вновь построенном производственном корпусе в Ханое технологической линии.

— Да, в Ханое по нашему проекту был построен завод. Мы реализовали технологию на оборудовании итальянской фирмы «Силтекс». Отдельные элементы были типовые, другие изготовлены по нашим эксклюзивным чертежам. Наладить производство было не просто, работа проходила в условиях тропического климата, с итальянскими и вьетнамскими коллегами приходилось общаться с помощью переводчиков. Надо отдать должное профессионализму наших специалистов — ведущему технологу предприятия Валентине Ионовой, руководителю рабочей группы на производстве в Ханое Сергею Гусеву и руководителю проекта с российской стороны Веронике Царёвой. В итоге линия была запущена. В течение года специалистами ВИЛАРа проводились медико-­биологические испытания первых образцов, произведённых во Вьетнаме. В июле 2018 года прошла предзащита проекта Н­01 и выдано заключение, что изделие соответствует всем параметрам.

Можно применить этот уникальный материал не только при бальзамировании?

— Материя слишком деликатная, чтобы её использовать в технических целях, при движении она моментально порвётся. Представляете, квадратный метр шёлковой ткани весит всего 17 граммов, а с покрытием немногим больше 100 граммов. Массового производства материала тоже не требуется, его нужно всего несколько десятков метров в год. Когда завод только проектировался, мы обсуждали с вьетнамской стороной возможные варианты загрузки оборудования, чтобы техника не простаивала и специалисты не теряли квалификацию. С тех пор провели не одно совещание по этому вопросу, есть идеи передать во Вьетнам другие технологии различных изделий — от надувных лодок до платформ для посадки вертолётов на воду. Интерес с вьетнамской стороны есть, соглашения пока не подписаны, но мы рассчитываем на продолжение сотрудничества.

Как вы лично относитесь к идее завершить научный эксперимент над Лениным и предать тело земле?

— Это вопрос политический, а мы политикой не занимаемся. Во Вьетнаме к мавзолею Хо Ши Мина до сих пор стоят километровые очереди. Его искренне почитают как освободителя за то, что он принёс народу свободу и независимость. В России культа Ленина уже нет, но как бы мы к этому ни относились, нужно быть патриотом, это уже часть нашей истории, которую надо уважать и сохранить для потомков.

Беседовала Оксана Перевозникова

СПРАВКА

Орден Дружбы

Учреждён в Социалистической Республике Вьетнам для вознаграждения отдельных лиц, предприятий, организаций, учреждений и коллективов за большие заслуги в деле оказания братской помощи народу Вьетнама.

В нашей стране кавалерами ордена являются: политик, первый губернатор Орловской области Егор Строев; историк, этнограф Евгений Бусыгин; космонавт Герман Титов; скульптор, автор памятника Хо Ши Мину в Москве Владимир Цигаль; министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров и др.

Хо Ши Мин (настоящее имя — Нгуен Тат Тхань) — первый президент Демократической Республики Вьетнам с 1946 по 1969 г. Для Северного Вьетнама дядюшка Хо (так ласково называют своего бывшего предводителя во Вьетнаме) являлся не просто вождём, а символом незыблемой независимости.

Лидер скончался 2 сентября 1969 года в возрасте 79 лет. Перед смертью он завещал кремировать своё тело и развеять прах над морем. Однако его преемник Ле Зуан не выполнил завещание вождя и велел забальзамировать тело так же, как тело Ленина.

Первоначально забальзамированное тело Хо Ши Мина находилось в секретном месте, чтобы сохранить его от американских бомбардировок в ходе Вьетнамской войны, а после её окончания в 1973 году на центральной площади Ханоя Ба Динь началось строительство мавзолея.

Автором проекта был советский архитектор Гарольд Исакович, известный как один из создателей ленинского мемориала в Ульяновске. 28 августа 1975 года мавзолей Хо Ши Мина был торжественно открыт.