• 3 (15) марта 1819 года (200 лет назад) в Москве, на Троицком Сухаревском подворье Троице­-Сергиевой лавры, в возрасте пятидесяти с небольшим лет скончался архиепископ Московский «и сея Лавры Архимандрит и разных орденов кавалер» Августин (Виноградский). Современники отмечали, что «он был не велик ростом и не по росту тучен; цвет лица у него был отменно ярок, был и румянец во всю щеку». Отмечали также, что император его очень жаловал, оказывал доверие и «награждал не маловажно». Августин прославился вдохновенными речами и проповедями во время Отечественной войны 1812 года. За услуги, оказанные стране и государству, он был отмечен именным указом императора Александра I, поставлен архиепископом Дмитровским (в 1818 году — архиепископом Московским) и архимандритом Лавры. При Августине в 1814 году в Лавру из разорённой французами Москвы была переведена Московская Духовная академия.
     
  • 5 (17) марта 1854 года (165 лет назад) в разгар Крымской войны власти Лавры рапортовали митрополиту Филарету (Дроздову) о подготовке двенадцати пудов корпии (перевязочного материала. — Ред.) для лазаретов действующей армии. Позднее к изготовлению корпии подключилась братия Гефсиманского скита. Первая и последующие её партии направлялись в Закавказский край, в армию генерал-­фельдмаршала графа Паскевича­-Эриванского. Также в марте братией Лавры, Чудова и Перервинского монастырей «на настоящие потребности православных воинов и войны» были собраны 50 тысяч рублей сере­бром.
  • 8 (нового стиля) марта 1919 года (100 лет назад) на основании декрета об отмене частной собственности на недвижимость в городе Сергиев (в недавнем прошлом Сергиевском посаде) была проведена муниципализация всех домов и строений, оценочная стоимость которых превышала 1000 рублей.
     
  • 17 (30) марта 1914 года (105 лет назад) власти Сергиевского посада рассмотрели прошение некоего Манцева о разрешении перевозить пассажиров по Посаду на автомобиле. Манцеву поставили два условия: во-­первых, работать только по вызову и без права стоянки, во-­вторых, ежегодно взимать с автомобиля сбор в 50 рублей. По протесту Манцева решение посадских властей отменили власти Московской губернии. Запрет на право стоянки был сочтён незаконным, сбор же с авто Манцева в 6 лошадиных сил не мог превышать 18 рублей в год. Стал ли Манцев первым таксистом Посада, к сожалению, неизвестно.
     
  • 18 (30) марта 1894 года (125 лет назад) гласный посадской думы И. Фафин обратил внимание думцев на слишком, по его мнению, высокий налог с парных извозчиков. В Сергиевском посаде числилось 54 парных и 72 одиночных извозчика. Парные извозчики, (все — жители Посада) ежегодно платили в местную казну по 6 рублей 30 копеек. Одиночные извозчики, из крестьян окрестных селений, платили на 4 рубля меньше. Фафин предложил переложить 1 рубль налога с парных на одиночных извозчиков и тем самым увеличить общий годовой сбор с извозного промысла на 18 рублей. Дума не поддержала предложение своего гласного.
     
  • 22 марта (3 апреля) 1804 года (215 лет назад) посадские жители Петухов и Коршунков, находясь «в пьяном образе», учинили между собой драку перед зданием Ратуши — в то время главным судебно­-административным органом Посада. Будучи доставлены в Ратушу, они и там «чинили великие дебоширства и неблагопристойныя поступки». Так как дебоширы оказались штатными служителями Лавры, они были судимы священноначалием обители и приговорены к наказанию «приличным образом». «Приличное» наказание в те времена означало порку или битье батогами по спине. Неделю спустя, когда зажили подвергнутые наказанию места, дебоширы явились в Лавру и дали письменное обязательство «впредь не пьянствовать, а быть всегда в должности своей исправными».
     
  • 26 марта (7 апреля) 1839 года (180 лет назад) ми­трополит Московский и священноархимандрит Лавры Фи­ларет (Дроздов) был «сопричислен к ордену Св. Равноапостольного князя Владимира 1­-й сте­пени большого креста». В император­ском рескрипте, между прочим, гово­ри­лось: «Долговременное служение Выше Церкви и Отечеству всегда ук­рашалось разнооб­разными и много­труд­ными занятиями; всегда и словом убеждения, и дей­ствием надзора храня целость вверяемых Вам пастве и забо­тясь умножать число сынов Право­славия».
     
  • 31 марта (13 апреля) 1914 года (105 лет назад) из Лавры в город Пермь, в недавно построенную Сергиевскую церковь 194­-го пехотного Троице-­Сергиевского полка, была прислана икона Преподобного Сергия Радонежского. Лавра сделала это в ответ на прошение полкового священника Николая Яхонтова в благословение полку, недавно переведённому в Пермь из Москвы. Троице-­Сергиевский полк, ведший свою историю от стрельцов Троице-­Сергиевой обители, отозванных Петром I в Москву для укрепления её гарнизона, и в далёкой Перми не терял связь с обителью Преподобного Сергия.

Константин Филимонов

 

Встреча императора Николая II у Святых врат Лавры, 1896 год

Троице­-Сергиевское общество хоругвеносцев

25 марта (6 апреля) 1894 года, 125 лет назад, Троице­-Сергиевское общество хоругвеносцев принесло в дар Лавре четыре хоругви, за что удостоилось искренней благодарности и пожелания «благоденствия и успеха на поприще будущей его деятельности во славу Бога и на пользу Церкви и ближнего».

Кипарисные хоругвии Троице-Сергиевского общества хоругвеносцев

Посадское Общество хоругвеносцев было создано в 1892 году в память 500-­летия кончины Преподобного Сергия Радонежского. Главой Общества, согласно его официально утверждённому Уставу, считался митрополит Московский, а основной целью объявлялось ношение «хоругвей в крестных ходах с соблюдением большого порядка во время крестных шествий, зависящих от опытности носителей священных предметов». Помимо этого, Общество ставило своей целью поддержание благолепия в храмах Посада, сооружение хоругвей в память
каких-­либо особенных событий, помощь членам Общества.

Хоругвеносцам полагалось иметь форменный кафтан из сукна тёмно­-синего цвета с бархатными обшлагами малинового цвета. Кафтан украшался серебряными галунами и серебряным шнуром, спускающимся на груди и оканчивающимся серебряной кистью.

Членам Общества присваивался нагрудный серебряный знак, мерой не более вершка, с изображением в овальном круге хоругви с крестом вверху и аббревиатурой «С. П. О. Х.», а также годом создания «1892». Помимо крестных ходов, кафтан разрешалось носить при отправлении в церковь, в праздничные дни и при представлении начальству.

С пожертвования хоругвей Лавре 25 марта 1894 года началась практическая деятельность хоругвеносцев Сергиевского посада. К концу года численность Общества возросла с 35 до 350 человек, в основном из местных граждан. За год Общество разослало в разные концы страны несколько десятков тысяч икон преподобного Сергия, сделало немало пожертвований церковной утварью и облачениями в нуждающиеся приходские храмы. Делегация Общества приняла участие в процессии перенесения тела «в Бозе почившего Государя Императора Александра III» и возложила на гроб монарха венок с надписью «Царю миротворцу от преданных хоругвеносцев Троицкого посада».

Типография Троице-Сергиевой лавры, 1914 год

Не забывало Общество и своей главной цели — ношения «хоругвей в крестных ходах с соблюдением большого порядка во время крестных шествий, зависящих от опытности носителей священных предметов». С хоругвями в руках члены Общества встречали у Святых врат Лавры высочайших особ, принимали участие во всех крестных ходах. Едва ли преувеличим, сказав, что в 1890-­х — 1910-­х гг. члены Троице­-Сергиевского общества хоругвеносцев в своих обшитых серебряным галуном тёмно-­синих кафтанах были непременными персонажами всех торжественных событий, происходивших в Лавре и Сергиевском посаде.

Конец недолгой истории Троице-­Сергиевского общества хоругвеносцев, большинство которых, несомненно, объединяло искреннее желание придать возможно большую торжественность и красоту церковным торжествам, положили революционные события 1917 года.