Девяносто лет назад, в феврале 1929 года, в пламени большого пожара закончилась история Сергиевского драматического театра — первого и единственного в ХХ веке профессионального театра нашего города.

Вспомнив о том, что 2019 год объявлен в России Годом театра, мы начинаем наш рассказ.

Сергиевский драмтеатр располагался в отдельном, специально для него построенном здании неподалёку от вокзала. Сейчас примерно на этом месте стоит возведённый в 1937 году дом № 3 по 1-й Рыбной улице.

О времени создания театра знатоки местной истории спорят не одно десятилетие подряд. «Неизвестно — когда, кем и при каких обстоятельствах в Сергиевском посаде был построен большой, с пилястрами драматический театр. Из любителей, игравших на клубных и школьных сценах, из профессиональных актёров была организована труппа», — в 1977 году писал на страницах газеты «Вперёд» краевед Николай Бакеев.

Откровенно сказать, с тех пор изыскания в этом направлении продвинулись не слишком. Судя по документам из Центрального государственного архива Московской области, учреждение с названием «Сергиевский советский драматический театр» существовало как минимум с 1919 года. В сохранившемся списке актёров — 14 фамилий с отметками об окладе содержания.

Сцена

Интересные воспоминания по этой теме оставил старейший краевед Сергиева Посада Евгений Конев, чей отец А. А. Конев некоторое время работал управляющим драмтеатра.

«Естественно, что театр казался мне огромным… Фасад его украшало высокое, под потолок, окно, пропускающее свет в фойе, предшествующее зрительному залу на 564 места. По карнизу помещение окружали рисованные театральные символы; над главным входом в зал поднимались на «галёрку» скрипучие лестницы, а гардероб находился внизу, в подвале… Рядом с театром существовал вход в сад «Синяя птица» с деревянной летней сценой», — писал он в газете «Вперёд» в 1982 году.

В той же заметке цитируется Положение о театре, утверждённое Уисполкомом Сергиевского уезда 20 октября 1920 года: «Сергиевский советский драматический театр… имеет своей целью воспитание общества путём насаждения полезных знаний и разумных развлечений, побуждение его к самосовершенствованию».

Актёры и помощники

Художественный уровень постановок, по мнению краеведа Евгения Конева, был достаточно высок: «Известный знаток прошлого нашего города Пётр Иванович Богоявленский, вспоминая постановку пьесы «Павел I» в Малом театре и сравнивая с нашей, посадской (…), отдавал предпочтение нашей режиссуре. Например, сцену отправки полка в Сибирь играли всего два действующих лица — Павел и будочник — при очень эффектном шумовом оформлении за сценой».

Есть, впрочем, и противоположные мнения. Как пишет в своей исследовательской работе директор «Театрального ковчега» Марина Игнатова, «Дилетантизм и худшие виды рутинного актёрства господствовали на сцене». По её словам, труппа Сергиевского драмтеатра не обладала высоким творческим потенциалом, а для участия в постановках часто приглашались участники художественной самодеятельности.

При этом за годы существования в театре было поставлено множество спектаклей. В репертуар, помимо популярных «кассовых пьес», входили и вполне серьёзные произведения: «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Принцесса Турандот» К. Гоцци, «Без вины виноватые» А. Н. Островского и даже ин­сце­ни­ровки «Обрыва» И. А. Гон­чарова и «Братьев Карамазовых» Ф. М. До­сто­евского.

В списке амплуа постоянных актёров драмтеатра значились герой, молодая героиня, кокет, любовник, комик, инженю, старуха, резонёр-герой, характерный резонёр, характерная актриса. При театре состояли четыре постоянных музыканта. Было немало и служащих: в сохранившихся списках есть кассирша, машинист-декоратор, костюмер, реквизитор, парикмахер, сторож, монтёр, художник-декоратор, прислуга при уборке, контролёр, конторщик и даже «мальчик при занавесе».

Отметим, что руководители уезда не обходили театр своим личным вниманием. Так, председатель Сергиевского исполкома Оскар Ванханен участвовал в постановке пьесы «На дне», исполнив в ней роль обитателя ночлежки Кривого Зоба. А комендант города Владимир Рейнвальд был не только членом Всероссийского профессионального союза работников искусств «Всерабис», но и, судя по документам, занимал должность заведующего театром в 1922 году.

Дотла

До середины 1920-х годов Сергиевский драмтеатр, будучи государственным, получал от властей финансовую поддержку — хотя средства на постановки выделялись нерегулярно. Положение дел изменилось в 1926-27 гг., когда в театре постепенно стала вводиться система хозрасчёта. Это принесло как положительные, так и отрицательные плоды. С одной стороны, государственные дотации сошли практически на нет, зато администрация театра получила возможность максимально полного коммерческого использования имеющегося помещения. С этого времени, например, киносеансы стали устраиваться в театре не реже, а порой и чаще репертуарных постановок. Большой популярностью у публики пользовался буфет и даже бильярд, который работал ежедневно с четырёх часов до полуночи.

В то же время в театр регулярно приглашались артисты из столичных театров. Воспоминания об этом оставила, например, Народная артистка СССР Елена Гоголева: «Ездили в холодных вагонах чуть ли не целый день. Ночевали в театре. Особенно мне памятен вблизи драмтеатра какой-то котлован, где на масленице мы, все артисты, обязательно ходили есть блины, а были это голодные дни, и до чего же были вкусны блины с маслом и сметаной».

Под «котлованом», конечно же, имелись в виду склоны всем известной в Посаде Блинной горы.

10 февраля 1929 года «от неисправности печей» здание Сергиевского драмтеатра сгорело дотла. Восстанавливать его не стали.

 

Александр КОНДРАТЬЕВ