Архиепископ Никон (в миру Николай Иванович Рождественский) родился в 1851 году в многодетной семье бедного причётника Троицкой церкви села Чашниково Верейского уезда Московской губернии. Первое путешествие в Троице-Сергиеву лавру будущий архиепископ совершил в двенадцатилетнем возрасте вместе с родителями, причем 3-4 рубля на дорогу, которых не имели родители по своей бедности, подросток скопил, откладывая выделяемые ему к чаю кусочки сахара и продавая их, чтобы воплотить мечту о посещении Лавры.

Не обладая крепким здоровьем, Николай Рождественский, тем не менее, в 1874 году окончил полный курс Московской Духовной семинарии с аттестатом первого разряда, но вместо продолжения обучения в Духовной Академии решил стать монахом.

Его желание исполнилось: в марте 1880 года послушник Николай Рождественский принял постриг с именем Никон, в честь преподобного Никона Радонежского — ученика и приемника Преподобного Сергия.

Ещё в Московской Духовной семинарии у Никона Рождественского обнаружились литературные способности. Зная об этом, архимандрит Лавры Леонид (Кавелин) благословил его издавать «Троицкие листки». Проект имел целью предоставить в доступной занимательной форме разнообразное по тематике духовно-нравственное чтение для народа.

На фото: место, где располагалась лаврская типография и печатались «Троицкие листки»

«Листки» представляли собой карманного формата тонкие брошюры. Первое время они бесплатно раздавались богомольцам, во множестве посещавшим Лавру, а впоследствии продавались по невысоким ценам. Выручка шла на издание тех же «листков» и других изданий. Приняв постриг, монах Никон продолжил послушание библиотекаря и редактора «Троицких листков», популярность которых росла год от года.

В 1892 году Никон (Рождественский), уже иеромонах, отошёл от хозяйственной части издания «Троицких листков», включая распоряжение немалыми доходами. За собой он оставил лишь литературно-художественную часть и общее руководство делом.

Труды по изданию и редактированию «Троицких листков» и книга о Преподобном Сергии Радонежском стали главным делом о. Никона (Рождественского), принесли ему всероссийскую известность и признание, возвели в сан архиепископа, открыли двери Государственного Совета и Святейшего Синода.

Отец Никон (Рождественский) никогда не порывал духовных и иных связей с Лаврой. Здесь в 1912 году ему была отведена келья «для пребывания в свободное от присутствования в Святейшем Синоде и Государственном Совете время». Здесь, в Лавре, в январе 1914 года архиепископ Никон испросил место для своей могилы, чтобы, по своему собственному выражению, сложить свои грешные кости в родной обители Преподобного Сергия, «дабы смешать прах свой с прахом почивших отец и братий святой лавры».

В 1916 года, в разгар Германской войны, от архиепископа Никона (Рождественского) в пользу Троице-Сергиевой лавры поступили два крупных пожертвования. В январе он передал Лавре 5000 рублей с тем, чтобы хоть как-то возместить её чрезвычайные расходы «на лечение раненых воинов и беженцев в настоящее многоскорбное время…». В марте пожертвовал ещё 3000 рублей на содержание лаврских лазаретов, «которым, — по словам архиепископа, — вероятно, в скором времени придется принять множество воинов с полей сражений, на днях ожидаемых».

Три года спустя, в январе 1919 года, архиепископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский) обрел вечный покой в Лавре за алтарём церкви Сошествия Святого Духа. По одной из версий 68-летний владыка подвергся нападению за монастырскими воротами, был жестоко изуродован и убит.