До большевистской революции 1917 года Новый год как отдельный значимый праздник в нашей стране почти не отмечался — это был один из святочных дней после Рождества. Перемены начались, когда в Российской республике «религиозный» (юлианский) и «светский» (григорианский) календари впервые официально разошлись. К 1919 году Новый год «сместился влево» в календарной сетке, выпал из рождественского цикла и приобрёл новую роль как праздник «нового времени».

Трудящиеся веселятся

Век назад, 1 января 1919 года в сергиевской газете «Трудовая неделя» — предшественнице газеты «Вперёд» — вышла заметка под говорящим заголовком «Встреча Нового года трудящимися». В числе прочего в ней сообщалось: «В первый раз у нас в России вообще, а в Сергиевом посаде в частности, трудящиеся всех профессий, как интеллигентного, так и простого труда, в дружной семье без различия социального положения встречают Новый год».

Пожалуй, неудивительно, что отмечали его в здании, реквизированном у Лавры годом ранее. Бывший доходный дом, стоящий на перекрёстке проспекта Красной Армии и улицы Карла Маркса (координаты даём в современной топонимике) после установления советской власти стал общественным местом и был переименован в Дом профсоюзов. В нём и прошла первая в нашем городе «гражданская ёлка». Подробного описания праздника в местной печати не сохранилось, в газете указывалось лишь, что его участники исполняли революционные песни.

Праздник в опале

С этого времени большевики, ставшие новой властью в бывшей империи, взяли курс на отмену и даже забвение религиозных праздников. Например, в начале 1920-х были попытки внедрить традицию «Красного» или «Комсомольского Рождества» с антирелигиозными лекциями, песнями, танцами и чтением стихов пролетарских поэтов. Через некоторое время Рождество и вовсе попало в опалу, празднование его не только не поощрялось, но даже каралось.

Многие полагают, что сразу после революции новогодняя ёлка была совсем запрещена — но это не так. Лишённый религиозного наполнения праздник довольно широко отмечался первые десять лет существования нового государства. Достаточно вспомнить, что в 1919 году на детскую ёлку в Сокольники приезжал Владимир Ленин, и это событие на долгие годы стало одним из важных образов советской живописи и детской литературы. Рассказ Владимира Бонч-Бруевича «На ёлке в школе» (серия «Ленин и дети») изучался на уроках вплоть до окончания советской эпохи.

Гонения на праздничную ёлку (как символ Рождества и Нового года) приобрели целенаправленный государственный характер в конце 1920-х годов. К делу подошли обстоятельно: для взрослых выпускались брошюры «Как провести антирождественскую кампанию на предприятии», в детских изданиях публиковались сценарии «антиёлочных праздников». В 1929 году журнал «Мурзилка» разместил на своих страницах рассказ, герои которого — школьники — выходили к родителям с плакатом «Мы учимся на «хорошо» и «отлично», а вы не празднуете поповский праздник Рождества».

«Неправильное осуждение»

Новогодние праздники были официально «реабилитированы» в 1936 году. Незадолго до того, в декабре 1935-го, в «Правде» за подписью первого секретаря ВКП(б) Украины Павла Петровича Постышева вышла статья с заголовком «Давайте к Новому году организуем детям хорошую ёлку!»

Вот что в ней говорилось: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.

Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. (…) В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино- и театрах — везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года ёлку для своих ребятишек. (…) Организации детской новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны.

Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком.

Итак, давайте организуем весёлую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!»

В Загорске

Через год, в декабре 1936-го, новогодняя ёлка вернулась и в наш город. На Советской площади у Лавры установили декорации по проекту художника Владимира Соколова. Праздник прошёл во всех школах, детских садах и заводских клубах.

Так как производство ёлочных игрушек за десять лет забвения праздника было фактически утрачено, Загорскому институту игрушки поручили разработать их новые образцы. Так в домах появились весёлые новогодние мишки и зайки, герои русских народных и литературных сказок, а также стеклянные, деревянные и ватные спортсмены, пионеры, пограничники, полярники, тракторы, самолёты, машины и т. д. Место традиционной рождественской Вифлеемской звезды на макушке ёлки заняла советская красная звезда, символизирующая звёзды кремлёвских башен.

Подавляющее большинство наших читателей выросли в традициях празднования Нового года, в течение многих десятилетий формировавшихся в СССР. И отказываться от них наше общество, кажется, совсем не собирается.

Новый год во Дворце культуры им. Ю. Гагарина

На Красногорской площади у Лавры

 

Александр Гирлин

Алекс Рдултовский