Нормативы на подогрев горячей воды, объявленные безусловным благом для потребителей коммунальных услуг, вызвали неоднозначную реакцию у ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. Газета «Вперёд» считает необходимым донести резоны и аргументы всех заинтересованных сторон коммунальной коллизии.

Напомним, в предыдущем номере замглавы администрации Сергиево­Посадского района Михаил Бутеров сообщил о новом принципе оплаты за горячую воду с декабря 2018 года. Теперь все будут платить примерно одинаково и стоимости 1 кубометра горячей воды по 300­400 рублей в домах, оборудованных общими счётчиками, больше не предполагается. Собеседник издания привёл конкретные цифры для каждой котельной и схему компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающих компаний, после чего в редакцию поступило сразу несколько звонков, в том числе от руководителей сергиевопосадских ТСЖ, со своими соображениями относительно новаций.

Неуловимые калории

«Нас пытаются стравить с ресурсоснабжающими организациями», — считают управляющие компании и ТСЖ. До тех пор, пока общедомовые счётчики не установили во всех домах, источник потерь определить не удастся. И за право получить компенсацию за «выпадающие доходы» придётся судиться. Теплосети могут терять свои гигакалории на неизолированных трассах, свищах и утечках. В случае с многоквартирными домами способов искажения реальности также хватает — «мухлёж» с батареями нестандартной длины, увеличенные полотенцесушители, сделанный умельцами подогрев полов от горячей воды, отсутствие изоляции где­либо. Без счётчиков тут, как без пол­литра, не разобраться. Ни те, ни другие не смогут обосновать свою позицию и с высокой долей вероятности либо первые, либо вторые обанкротятся. Поскольку компенсировать в таком случае не поймёшь сколько и не поймёшь кому.

Индивидуализм не для всех

Квартирные счётчики тепла — вещь полезная, но не для каждого дома. Старые дома строились с вертикальной разводкой батарей. На понятном языке — одну квартиру отапливают сразу несколько стояков со своими теплопотерями (в квартире автора этой статьи их три). Реализовать своё право на индивидуальный теплоучёт можно только… установив шесть счётчиков — по грубым прикидкам это 40 тысяч рублей (6500 за штуку). Ни один собственник в таких затратах с последующими поверками не заинтересован.

Ещё один изъян старости

Вертикальная разводка батарей делает невыполнимыми угрозы ресурсников «греть меньше» — до 18­20 градусов в квартире вместо фактических 23­24­х. Невозможно подать горячую воду температурой 60 градусов всему дому в силу естественных внутренних теплопотерь — и чем выше дом, тем температура батарей на разных этажах будет больше отличаться друг от друга. Отклонения от нормативов чреваты жалобами и перерасчётами, что вынуждает «топить» сильнее и гнать семидесятиградусную воду, на подогрев которой тратится значительно больше гигакалорий. Ещё одна статья «выпадающих доходов», которую придётся обосновывать.

Выход из ситуации

Единственный способ разделить ответственность между котельной и управляющей компанией — установить общедомовые счётчики повсеместно, едва ли не в принудительном порядке. Постановление правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, в принципе, к этому побуждало. Но выполнять его нормы домовладельцы не спешили в силу отсутствия штрафных санкций за неустановку счётчиков, которые, впрочем, не применяются до сих пор. Новая схема «нормативов» создаёт проблемы и для управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, если хотя бы несколько домов эксплуатируются без счётчиков. При таком раскладе у тех и других появляется манёвр для манипуляций и возможность «списать» собственные теплопотери на партнёров.

Альтернатива

В «идеальном мире» реформа теплоснабжения выглядит так: индивидуальная модульная мини­котельная для одного дома или группы домов, закупающая газ у «Газпрома» под руководством ТСЖ, снимет все конфликты между «национальным достоянием» и собственниками жилья. Известно о нескольких попытках провернуть нечто подобное, которые сворачивались под предлогом невозможности выделения участка земли и подключения необходимых коммуникаций, поскольку речь идёт о тех самых идеалах, где крупный и мелкий бизнес имеет равные права.

 

Сергей Рунько

Фото из архива редакции