Кинул 1000 рублей другу в долг до зарплаты через банкомат — попал в негласный «чёрный список» отечественной банковской системы. Новость о блокировке пластиковых зарплатных карт за перевод плёвых сумм всколыхнула россиян.

Карты правду говорят?

В крупных федеральных СМИ, которым принято доверять, в конце ноября выступили сразу несколько пострадавших клиентов «Сбербанка», «Тинькофф Банка» и «Бинбанка». Кредитные организации якобы потребовали у них объяснить происхождение денег, экономический смысл переводов и цели будущего расходования, объясняя это борьбой с теневым сектором экономики. На несколько дней пользователям заблокировали доступ к услугам банка до выяснения обстоятельств.

Отлов «мужей на час»

Кстати пришлось и подписание президентом России Владимиром Путиным так называемого «закона о самозанятых». Вступление в силу нормативного акта означает, что с нового года няни, репетиторы, копирайтеры и другие «фрилансеры по духу» должны платить в казну по 4 % от собственного дохода. Или весь полученный теневой заработок — если попытаются уклониться от оплаты. Якобы таким «драконовским» способом государство пытается склонить население к сотрудничеству и правовым взаимоотношениям. Самозанятому будто бы намекают: где бы ты ни находился, в частном банке или государственном, при наличии политической воли государства обмануть его не удастся.

Банки в несознанке

«Сбербанк», «Тинькофф» и «Бинбанк» поспешили откреститься от обвинений в финансовой опричнине. Мол, вы уши-то развешивайте, но лапшу с них периодически снимайте. Любая история о блокировке карты за 1000 переведённых рублей имеет свой контекст, о котором жалобщики умалчивают. А просто так никто и ничего блокировать не будет — закон Российской Федерации не велит, а также кодекс «банковской чести» и прочие джентльменские штучки.

О «джентльменском поведении» российских банков, впрочем, можно написать роман-эпопею, и не один. Пострадавшие от коллекторов и утечки персональных данных не дадут соврать. Хотя речь сейчас всё же не о них.

С чем борются банки?

На самом деле дебетовые карты блокируют не просто так. Не потому, что в банковской системе России, выстроенной по западному типу, созрел заговор. Причина «беспредела банкиров» — непрекращающийся «обнал», массовая мошенническая схема по уклонению от налогов с помощью дебетовых зарплатных карт.

В ней участвуют как юридические, так и физические лица, через карты которых совершается огромное количество переводов в короткий срок. Вариаций схемы много, некоторые мышлению человека без бухгалтерского образования неподвластны. Задача преступников — снять как можно больше денег с банкоматов и вывести их из поля зрения контрольно-надзорных органов. Через одну карту ежедневно можно было без зазрения совести «намыть» 200 тысяч рублей и больше.

До поры до времени ЦБ и Росфинмониторинг смотрели на подобную вакханалию сквозь пальцы. Под эти нужды некоторые воротилы специально создавали банки, которые и банками-то в классическом смысле слова не являлись. Если не все, то большинство из них уже лишились лицензий. Остальным за соучастие в преступлении регулятор пригрозил тем же самым. Потому схемы становятся всё сложнее, а суммы, участвующие в них, мельче: их труднее отследить.

Посему к налогам на самозанятость мера по блокировке карт если и имеет отношение, то весьма и весьма условное.

Из записок «адвоката Дьявола»

Государство придумало немало налогов, сборов и акцизов, не удосужившись законопатить все лазейки по уклонению от них. Бухгалтер, которому удастся обвести инспектора вокруг пальца и не платить налоги на прибыль и добавленную стоимость, не сев в тюрьму, по-прежнему ценится на рынке труда как специалист экстра-класса. Вместе с тем, чем более драконовской и репрессивной будет фискальная политика, тем более изощрёнными способами население будет пытаться выскользнуть из крепких объятий государства.

Не пойман — не вор!

Личный опыт электронных переводов небольших сумм от 2 до 10 тысяч рублей в обе стороны, в том числе свежий декабрьский, показал, что масштабы проблемы сильно преувеличены. Транзакции с карт «Сбербанка» в сторону «Тинькофф банка» и обратно проходили без проблем и каких-либо претензий со стороны офисов той и другой структуры. Может быть, до поры до времени?

 

Сергей Рунько