Сергиевопосадское отделение Союза художников России отмечает в эти дни 75-летие. Почти одновременно в городе открылись две выставки: музей-заповедник собрал классическую выверенную живопись, в залах на улице Шлякова — более экспериментальные, прикладные и в целом неожиданные работы.

Случайных имён в таких знаковых собраниях быть не может. Почти все авторы — если не легенды, то хорошо известные в Сергиевом Посаде люди. А кто те безымянные зрители, для которых они работают?

Мы спросили у Наиля, смотрителя в залах Союза художников на улице Шлякова, какие люди приходят на выставки в нашем городе. Он поделился интересными наблюдениями.

Процентов 70 зрителей в первую очередь направляются к одним и тем же работам в зале, не сговариваясь, но в то же время одного излюбленного жанра у сергиевопосадцев нет.

Многие подходят к полотнам с обывательской точки зрения: даже не собираясь ничего покупать, прикидывают в уме, как бы та или иная картина смотрелась в их квартирах. Не слишком ли большая для наших клетушек? Не слишком ли яркая? Примеряют на себя.

Самые сложные зрители, как ни странно, сами художники. Они приходят на выставки словно хирурги с воображаемым чемоданчиком инструментов и начинают препарировать картины и манеру своих коллег. Порой довольно громко.

Пахнет в выставочном зале не только деревом рам и краской. Один хорошо известный в городе художник любит грунтовать картины тёртым чесноком — довольно клейкой субстанцией. И вздумалось ему подправить свою работу уже на выставке — зрители водили носами, а загрипповавший смотритель даже обрадовался.

Есть зрители, которые приходят на выставки в разное время суток: при дневном освещении и искусственном. Говорят, что видят в этом случае чуть ли две разные картины. Во всяком случае, получают удовольствие вне зависимости от обстоятельств. Чего и всем нам можно пожелать.

Что отличает манеру сергиевопосадских художников от почерка их коллег из других городов?

Николай БУХОНОВ, руководитель изостудии «Обыкновенное чудо» с 1980 года:

— Это особое отношение к малой родине. История нашего города и история России связаны напрямую, о чём часто говорили философы. Эта связь, эта любовь к истории всегда прослеживается.

Александра ГРУШКО, директор краеведческого отдела музея "Абрамцево":

— Прежде всего внутренняя любовь к народному искусству. Это есть даже у художников-шестидесятников, даже у минималиствов — часто в их работах, несмотря ни на что, улавливается любовь к народному.

Владимир Крючев

Фото Сергея Борисова