Начальник районного управления сельского хозяйства и экологии Иван Кончаков обеспокоен текущей экономической конъюнктурой, из­-за которой некоторые агрофирмы находятся под угрозой банкротства. Изобилие сухого молока на рынке спровоцировало падение цен на молоко «из­-под коровы» на 5-­6 рублей за литр. Для местных производителей, выплачивающих кредиты на покупку оборудования, это болезненный удар.

 

«Форменное вредительство!» — охарактеризовал ситуацию собеседник редакции. Пусть такой статьи в уголовном кодексе современной России нет, но посыл понятен:  отними у любого бизнесмена «с кондачка» 20 % запланированной выручки, и ему даже на фиговый листок не хватит, о штанах и речи нет…

В результате вынужденного демпинга Подмосковье недосчиталось 2770 дойных коров, что эквивалентно трём крупным племенным хозяйствам, которые просто так «по щелчку пальцев» не восстановишь. В затруднительном финансовом положении находятся все без исключения «молочные» комплексы и фермы — кредиты (нормальное для современного бизнеса явление) брались под совершенно другую рентабельность производства. Оборотных средств в лучшем случае хватит на выполнение финансовых обязательств, об инвестициях в основные фонды большинству предприятий придётся забыть на неопределённый срок.

В государственной защите российского сельскохозяйственного рынка образовалась очередная брешь федерального масштаба, которая может обойтись очень дорого. Если весь мир взялся за протекционизм интересов собственного производителя, то на такие «веяния глобального капитализма», как импорт суррогата, конкурирующего с местным чистым продуктом, государство должно реагировать быстро и предельно жёстко.

90-­е годы показали — бездотационное сельское хозяйство обречено лежать в руинах. Даже кратковременный и робкий относительно ведущих западных стран финансовый разворот государства лицом к аграриям (нашему району в виде разных дотаций и субсидий перепадает по 200 миллионов рублей ежегодно) способен вызвать бурный рост изголодавшейся по длинным и дешёвым деньгам отрасли.

По информации Ивана Кончакова, Сергиев Посад в статистических производственных сводках держится неплохо. В молочном секторе — даже очень хорошо. Подпираем Домодедово в борьбе за лидерство по поголовью (6643 против 7285), обошли Ступино с его 5742 бурёнками. По валовому надою уступаем только уже упомянутому району, но реализуем в магазинах на 10 % больше продукции, чем ближайшие конкуренты. ООО «Марьино», СПА(к) «Кузьминский», СПК «Зубцовский», ЗАО ПР «Васильевское», ФГУП «Смена» несмотря ни на что показывают положительную динамику.

Но хорошие цифры вовсе не означают, что волноваться за будущее не стоит. Оно тревожное. Для некоторых хозяйств — турбулентное. Смена собственника ждёт АО «Хотьковское». В 90-­е команды эффективных менеджеров, приватизируя за бесценок колхозы, первым делом пускали под нож коров, сдавали на металлолом комбайны «Дон» и «Нива». Не хотелось бы повторения подобных сценариев. Особенно на фоне обострения экономических отношений с Западом — «ножек Трампа» можем и не дождаться. Лучше сохранить своё.

 

Сергей Рунько

 

КОММЕНТАРИЙ

Иван КОНЧАКОВ, начальник управления сельского хозяйства и экологии Сергиево­-Посадского района:

Если регион продолжит оказывать поддержку аграриям в необходимом объёме, мы сможем развиваться, менять оборудование, трактора, комбайны, строить новые комплексы. В то же время одна из главных проблем сельского хозяйства — долгая окупаемость производств — 10, 15, 20 лет и более. Банки отказываются выдавать кредиты с таким сроком рентабельности. А инвестор, у которого есть миллиард рублей, лучше положит их на депозит и будет жить на проценты, ничем не рискуя. Это тормозит отрасль, не позволяя ей развиваться в том темпе, в котором она может расти.