22 сентября в России в юбилейный десятый раз стало «Днём без автомобиля». Акция, зародившаяся в Испании ещё в 70-е годы прошлого столетия в связи с нефтяным кризисом, приобрела всемирный размах: в назначенные дни понижаются цены на общественный транспорт, проходят велопарады и пешие экскурсионные маршруты в культурных центрах.

У нас отказ от автомобиля — практика ещё совсем не прижившаяся, да и цена проезда в общественном транспорте не снижается. В честь маленького праздника предлагаем свой список причин загнать железного коня в стойло.

 

Вековой выхлоп

Начнём с самого злободневного довода: экологического. Автомобильная блестящая сплавами алюминия масса — основной источник загрязнения атмосферы. Исследователи говорят о цифрах вплоть до 90 %. Газовый коктейль, который выплёвывает любой двигатель внутреннего сгорания, намешан настоящим гуру-барменом мира отравления: углеводороды, сажа, на которую приходится основная часть нерастворимых частиц, оксид углерода, оксид азота, сернистый ангидрид — это лишь основные компоненты, всего в «рецептуре» их больше 200.

Вся эта мешанина подкрепляет разные проблемы окружающей среды. Про парниковый эффект, от которого происходит глобальное потепление и таяние ледников у нас слушать не любят, так что сфокусируемся на более антропонаправленных.

В первую очередь загрязнение воздуха влияет на лёгкие любого человека, живущего в современной цивилизации. Хроническое угнетение органа чревато не только хроническим кашлем, но и сказывается вообще на всём организме, который недополучает кислорода. Только по данным Минздрава в России за семь лет зарегистрировано на пять миллионов больше заболеваний органов дыхания.

Причём загрязняется не только воздух, но и все среды обитания, в них, кстати, живём не только мы, но и наша еда. Особенно страдает флора — выхлопные газы оседают в почве, что ведёт к неправильному развитию растения и даже негативным мутациям.

Здесь, конечно, каждый скажет, что отказ от одной «газопорождающей» машины не исправит ситуацию. Но так думают сотни тысяч автолюбителей, что, согласитесь, уже более весомое число. Проблему пытаются решить инженеры отказом от двигателя внутреннего сгорания и переходом на электрические, но это процесс крайне медленный, особенно в России с её пространствами, ведь необходимо оборудовать огромное количество зарядных станций, в том числе и в глухих районах.

 

В металлическом теле жировой дух

Есть у «гроба на колёсиках» и другой способ вас убить — косвенно, через снижение физической активности. Ситуация, когда человек на машине едет в соседний двор, — обыденная уже и даже не вызывает удивления. По мнению ВОЗ, главных причин ожирения две и среди них нет «широких костей и предрасположенностей» — это переедание и низкая активность в связи, в том числе, и с изменением способа передвижения. Не помогает и выгодная для крупных ритейлеров, но крайне вредная для веса привычка загружать багажник продуктами на неделю — свыше половины опрошенных всё равно докупают продукты к уже заготовленному.

Обвисшие бока в свою очередь прекрасная «среда» для развития нарушений во всех системах организма: от гормонального обмена и суставов до «царицы» здоровья — сердечно-сосудистой системы. Так что если не можете перестать есть в фастфудах, то хотя бы добегите до них.

 

«Колёсная» зависимость

Следующий аргумент снова про здоровье. Психологическое. Психология дорожного движения — отдельная дисциплина, но она изучает в основном поведенческие причины и возможности для сокращения количества ДТП. Тем не менее автомобиль если и не становится источником, то отличным зеркалом и катализатором для проявления уже имеющихся неврозов.

Например, порочность главного и неоспоримого достоинства авто — личного пространства и «эффекта крепости». Автолюбитель воспринимает салон как своё безопасное пространство, дом, оттого, во-первых, ведёт себя более агрессивно из-за биологических установок на защиту жилища, во-вторых, и без того не шибко общительные люди, проводя много времени в машине, пусть и тонким, но листом металла огороженные от реальности, ещё сильнее замыкаются в себе, обособляясь от общества.

Кроме того, люди занимаются совсем противоестественными вещами со своим железным другом. Иногда владелец отождествляет себя с автомобилем, пытаясь разрешить свои проблемы — отсюда, например, вечная шутка про комплексы у владельцев огромных и мощных внедорожников. В таком случае опять же растёт агрессия: любой неодобрительный взгляд в сторону машины воспринимается как личное оскорбление. Другой пример очень мелкого психоза — одушевление транспортного средства. По разным опросам в Америке свыше четверти автолюбителей зовут своих «ласточек» по имени. У нас это тоже не редкость. С одной стороны, специалисты отмечают, что это механизм компенсации отсутствующих социальных связей, с другой — вполне может оказаться зарождающимся фетишизмом. Ничто из вышеперечисленного не служит основой для здоровых «отношений» автомобилиста и машины, скорее, возводит их в категорию зависимости.

 

На корм шинам

Ну и немного математики. Насколько выгоден автомобиль? От общего идём к крайне частному и задаём ситуацию: я работаю в Москве у метро Проспект Мира, куда езжу 5 раз в неделю. Чтобы добраться до места на общественном транспорте, мне нужно потратить 66 рублей на автобус до вокзала и обратно, 352 рубля на электричку в обе стороны и 110 рублей на метро. В год это свыше 126 тысяч рублей.

Теперь я купил автомобиль. Стоимость машины учитывать, так и быть, не станем. По словам Дмитрия, водителя редакции «Вперёд», чтобы доехать до Москвы, в среднем нужно 8 литров бензина в одну сторону. На сегодняшний день стоимость 95-го в Подмосковье в районе 44 рублей — т. е. 704 рубля на поездку туда-обратно в день. В год же эта сумма ещё увеличится: 9 000 ОСАГО, 600 рублей техосмотр, дважды в год необходимо «переобуться» за, примерно, 1200-1400 рублей, не считая самой резины. Итого за 12 месяцев поездок на заработки в столицу потратим больше 180 тысяч, и это при условии, что машина «поцелована» немецкой фортуной и ни разу не потребует ремонта.

Но это всё рациональные доводы, эмоциональное же восприятие даже у пешеходов кричит обратное в определённые моменты: сидишь так в углу вагона последней электрички от Москвы до Сергиева Посада, овеянный ароматами рабочей столицы и общим настроением готовящейся поножовщины, слушаешь специфичный диалог на матерном диалекте под аккомпанемент детского плача и думаешь: «Можно я, нарядившись в рубашку подешевле, буду коптить планету на автомобиле?»

 

Иннокентий Майоров