По словам губернатора Московской области, в регионе находится 680 тысяч пациентов, имеющих право на льготные лекарства, из них в Сергиево-Посадском районе около 27 тысяч. В 2018 году на обеспечение льготными лекарствами жителей Подмосковья из бюджета выделили 11,8 миллиарда рублей. Воробьёв отметил, что на складах находятся медикаменты на 9 миллиардов рублей, а количество обращений по лекарствам на горячую линию снижается. Если в апреле их было 962, то на 26 июня — 450. При этом количество жалоб жителей нашего района на обеспечение льготными лекарствами не снижается ни в нашу газету, ни на горячую линию Совета депутатов Сергиева Посада.

Чтобы получить ответ на вопросы наших жителей, почему нет лекарств и что в этом случае делать, мы обратились к заместителю главного врача Районной больницы, занимающейся вопросами закупки лекарств для льготников, Татьяне Владимировне КРОШИХИНОЙ.

 

Лекарства есть, но не все

По её словам, на сегодняшний день сохраняется острая проблема с обеспечением лекарствами больных, находящихся на гемодиализе. Но к концу августа ожидается, что ситуация выправится. Проблемы с обеспечением лекарствами онкологических пациентов в РБ решают в индивидуальном порядке. Все плановые заявки на лекарства подают в середине месяца в Министерство здравоохранения региона. Если с момента подачи заявок появляется пациент, которому необходимо лекарство, такие случаи решают персонально.

 

Нет лекарства? В больницу!

Как рассказала Татьяна Владимировна, каждого не обеспеченного лекарствами пациента в больнице берут на контроль, кому-то предлагают лечь в стационар. Таким образом, во время нахождения пациента в больнице лечебное учреждение за свой счёт приобретает необходимые лекарственные препараты. А вот купить и выдать препарат на дом в руки возможности нет — не предусмотрена такая статья расходов в бюджете РБ.

В случае если необходимых лекарств в Сергиево-Посадском районе нет, пациентам предлагают лечь в стационар Балашихи или в «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М. Ф. Владимирского», более известный как МОНИКИ.

 

Неподходящие синонимы

Татьяна Крошихина рассказала, что уже несколько лет в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами закупка и выписка лекарственных препаратов происходят по международному непатентованному наименованию. Например, ацетилсалициловая кислота — это международное непатентованное наименование, а торговое наименование может быть «Аспирин», «Кардиаск», «Аспирин-кардио», то есть названия, которые запатентовала фармацевтическая компания. С пациентами приходится проводить разъяснительную работу, так как торговые наименования в аптеках при отпуске того или иного лекарственного препарата могут периодически меняться, а больные успевают привыкнуть к определённому наименованию и с недоверием воспринимают новое название одного и того же лекарства.

Если врач не смог подобрать аналоговую замену отсутствующему в данный момент препарату, льготный рецепт остаётся в аптеке на отсроченное обеспечение. В каждой аптеке, участвующей в системе льготного лекарственного обеспечения, есть журнал, где этот рецепт регистрируется. Срока давности отсроченный рецепт не имеет, до обеспечения человека лекарством аннулировать его сотрудники аптеки не могут. Ответственность за обеспечение отсроченных рецептов несёт работник аптеки, который должен взаимодействовать с менеджером аптечной сети, который, в свою очередь, взаимодействует с аптечным складом «Мособлфармация» в Подольске, куда поставляются препараты для льготников и откуда они развозятся по государственным аптечным пунктам. К сожалению, логистика поставки льготных лекарств по отсроченным рецептам не всегда срабатывает быстро. Лекарственный препарат в данный момент на складе может отсутствовать по разным причинам: не закуплен, не сыграны аукционы. Это иногда удлиняет время обеспечения рецепта, которое определено по нормативу в десять дней.

«Если есть проблема, нужно приходить к врачу и сообщать о ней. Мы её решаем. Наши врачи не боятся рассказывать о трудностях руководству», — говорит Татьяна Крошихина.

 

Екатерина Сомова, Евгения Кинтушева

Фото Сергея Борисова