Центры с информацией для туристов полезны не только гостям, но и городу. Как они работают, где их искать

Сергиев Посад — самый популярный среди туристов город в Московской области. В этом он опережает Истру и Коломну, общее число гостей за год приближается к двум миллионам, что в двадцать раз больше, чем число его постоянных жителей. Гостиницы, кафе и транспорт с таким потоком справляются, но легко ли туристам ориентироваться в Посаде?

Среди мест, куда советуют идти в первую очередь, когда приезжаешь в новый город, часто оказывается туристский информационный центр. Если такой, конечно, в городе есть. Под большой буквой i — первой в понятном без перевода слове information — собрано всё, что пригодится в незнакомом месте: календарь событий, карты, адреса музеев, лавки сувениров и мастерских, меню кафе и ресторанов, всевозможные экскурсии, маршруты и расписания.

Но за несколько лет смартфоны изменили всю отрасль: если в одной коробочке в кармане умещается и карта, и информация о городе, и вся его история, то невольно задумаешься — что такого могут предложить эти центры, чего нет в интернете?

Попытки были

Лет пять назад в Сергиево-Посадском музее-заповеднике открылся туристский информационный центр. Главным объектом там стал сенсорный экран, который предлагал выбрать для просмотра один из трёх десятков объектов подмосковной старины — музеев, усадеб, монастырей. Клик по экрану и читай рассказ.

Это был эксперимент: министерство культуры области открыло дюжину подобных пунктов по всему Подмосковью, и все в музеях. Но именно это обстоятельство во многом сыграло против — турист, приезжая в город, не видел указателей, которые бы подсказывали ему, что центр спрятан, например, в скромном двухэтажном корпусе при местном музее. Он просто не мог догадаться, что такой центр существует.

Не совсем понятна была и логика: трудно представить, что человек пойдёт специально искать музей с инфо-пунктом, чтобы узнать о другом музее или усадьбе, расположенные за десятки километров от него. Что бы то ни было, сенсорный экран, не найдя своей аудитории, погас.

«Всё это случилось из-за неудачного расположения центра, — считает заведующая экскурсионно-методическим отделом музея-заповедника Ольга Новикова. — Он должен находиться не в музее, а в районе вокзала. Не в уголке здания, как это было у нас, а в отдельном сооружении. И обязательно с заметной вывеской».

Два правила из трёх

Ненадолго покинем Сергиев Посада. Из трёх правил, перечисленных Ольгой Новиковой, туристский информационный центр «Красная изба» в Великом Новгороде выполняет как минимум два. Он работает в отдельном здании, — в настоящей русской избе, построенной на городской площади, — и вывеска у него заметная. До вокзала километра полтора. «Красная Изба» считается своего рода эталоном туристских центров России: открытый в начале 2000-х, он был первым стране и остаётся востребованным.

«Поисковые системы на запросы «Великий Новгород» + «путешествие» выдают огромное количество информации, и у многих возникают большие затруднения», — рассказала газете «Вперёд» представитель «Красной Избы» Полина Соловьёва. Это тот случай, когда переизбыток информации так же плох, как и её недостаток. Центру в такой ситуации приходится отслеживать запросы своей аудитории, структурировать их, чтобы дать персонализированный совет каждому.

Советом, куда пойти и что посмотреть в «Красной Избе» помогут бесплатно, а прибыль приносят продажи непосредственно на месте и через интернет, при этом сайт построен так, чтобы всё самое необходимое было доступно без лишних кликов, на одной заглавной странице.

Купить предлагают не только экскурсию или сувенир вроде магнитика, но и что-то менее очевидное — в хитах продаж «Красной избы» варенье из шишек сосны, экскурсия на фольклорный праздник «Новгородское Купалье», а рядом в онлайн-магазине можно найти прогулочную майку для собак с надписью «Великий Новгород — Родина России». Почему бы и нет?

Они приносят прибыль другим

Ольга Новикова из Сергиево-Посадского музея приводит интересный пример — на этот раз из Ярославля. Там по всему центру города установлены тумбы с фрагментами карты местности, которые ночью подсвечивается изнутри. На каждом фрагменте есть указатель, который показывает, где сейчас находится турист. Гулять по городу можно без карты и смартфона — достаточно вовремя посматривать на тумбы с информацией об этом месте. Полноценный же ТИЦ открылся в этом любимом туристами городе недавно, меньше двух лет назад.

По её словам, хороших туристских центров в России вообще мало, и главные причины — денежные. «ТИЦ не может быть самоокупаемым. Он может продавать сувениры или книги, но большая часть материала раздаётся бесплатно. В любом случае ему необходимо субсидирование. Центр приносит основную прибыль другим предприятиям», — считает наш собеседник в музее.

Это интересный момент — даже не став сверхприбыльным предприятием, ТИЦ помогает развиваться другим: турбюро, кафе, магазинам и ремесленникам, работая на развитие всего города.

«Наш опыт показывает, что форма муниципального бюджетного или автономного учреждения является оптимальной», — считают в «Красной Избе», которая работает как муниципальное бюджетное учреждение. Главный аргумент «за» — гарантированное бюджетное финансирование и доход от коммерческой деятельности позволяют бесплатно оказывать услуги по всей России и развивать проекты, в том числе и те, что приносят пользу всей сфере местного туризма.

«Правда, действующее законодательство в сфере закупок затрудняет возможность оперативно расходовать бюджетные и внебюджетные средства на различные мероприятия, продвигать туристский потенциал города, печатать информационные материалы, проводить информационные туры… В таком случае подходящей формой ТИЦ может быть автономная некоммерческая организация», — делятся советом в Великом Новгороде.

Треть посетителей «Красной Избы» — местные жители. Поводы разные: многие ищут идеи, как развлечь приехавших погостить родственников, а три года назад новгородцы вместе с центром создали аудиогид, записав три десятка авторских аудиоэкскурсий по городу. Гид доступен онлайн.

От вокзала до Лавры

Мы не отчаиваемся найти заветные буквы I в Сергиевом Посаде, и нам, как кажется, везёт. На 1-й Рыбной, в жилом доме на горе, на пересечении с проспектом, такой центр нашёлся. Но большой вывеске — название «Синяя птица», на той, что поменьше — название учредителя «АНО Лавраинформ».

Дверь закрыта, на ней объявление с номером телефона. Звоним и попадаем в главный туристско-информационный центр Троице-Сергиевой лавры. Выясняется, что центр на 1-й Рыбной не работает уже как три месяца, но другой его офис на проспекте Красной Армии, в Старой гостинице, открыт.

Легко предположить, что туристско-информационный центр Лавры рассчитан на паломников и не касается той жизни города, что проходит за её стенами. Это верно лишь отчасти: большая часть услуг действительно завязана на монастырскую жизнь, но сотрудники центра с готовностью порекомендуют интересные места, с Лаврой напрямую не связанные. Газета «Вперёд» стала свидетелем, как туристам рассказывали, где найти музей «Жили-были» Виктора Багрова и галерею АртБаza. На стене табло с расписанием электричек (ещё недавно стоял автомат для продажи билетов, но его убрали), есть стенд с сувенирами и терминал для зарядки телефонов. Это пригодится всем — и паломникам, и обычным туристам.

Владимир Крючев