Такого в истории Сергиева Посада ещё не было – выставку «От образца до изразца» готовили шесть музеев Москвы и Московской области, Лавра, учёные-археологи из Красноярска и частные коллекционеры. Все вместе, после месяцев работы, они представили впечатляющее собрание декоративной обожжённой глиняной плитки.

 

В «Конном дворе» можно видеть сокровища настолько редкие, что посетителям запретили их фотографировать (ну если только на плохонький смартфон ещё можно) – эти экспонаты ещё не вошли в каталоги, и неожиданно всплывшая фотка может порушить тайные, ведомые одному учёному миру правила.

Тем не менее посмотреть своими глазами на эти работы можно. И нужно! За стеклом и без стекла показаны изразцы из нескольких керамических центров России, украшения церквей и храмов, сюжетные печные изразцы XVIII века из Санкт-Петербурга, когда там ещё только ставили первые опыты в этой технике. Редкие советские довоенные изразцы запечатлели деятелей искусства и символы социализма. Невозможно представить выставку без шедевров Врубеля и Коровина, и насколько бы она потеряла, если бы не сибирские изразцы, найденные в раскопках в Енисейске – некогда богатейшем сибирском городе, пережившем взлёты и падения!

 

Мы задали несколько вопросов одному из кураторов выставки, старшему научному сотруднику археологического отдела Сергиево-Посадского музея-заповедника Виталию Щербакову:

— У каких экспонатов на этой выставке надо задержаться подольше?

— Некоторые экспонаты выставляются впервые: из Государственного исторического музея, из музея «Абрамцево», музея «Коломенское». Вот те же советские образцы – глядя на них, никогда не подумаешь, что это облицовка чего-то. Каждая эта плиточка с портретами сама по себе произведение искусства.

— Правда ли что, как говорят тут в кулуарах, некоторые эти предметы в среде коллекционеров стоят миллион рублей, а то и полтора?

— Да, это так. Конечно, так.

— Что из этой утончённости прошлого дошло до нас, современных рядовых потребителей?

— Кто-то из современных мастеров копирует старые изразцы, а есть и такие – например, в Абрамцеве, – кто создаёт свои. Конечно, сегодня используются другие технологии, но в целом, чтобы изготовить современный изразец, особенно многоцветный, по сложной технологии, требуется порядка месяца. То есть даже сейчас образец всё равно остаётся произведением искусства.

 

Владимир Крючев