«Не время митинговатьвремя строитьС таким посланием в минувший четверг приехал в Сергиев Посад глава регионального министерства экологии и природопользования Александр Коган. Чиновник попытался убедить местных жителей в том, что огромный мусороперерабатывающий комплекс следует возвести именно в нашем районе.

 

Вывод первый. Никаких переносов

Главное, что мы уяснили из открытого совещания министра с районной администрацией: комплекс будет построен в том самом месте, хотим мы того или нет. Точнее не так… одного нашего желания недостаточно для того, чтобы избавить окрестности деревни Сахарово от необходимости принимать 600 тысяч тонн твёрдых бытовых отходов ежегодно.

Чтобы эту «радость» испытали на себе другие жители другого района (а в космос мусор отправлять никто не намерен), мы должны иметь на руках очень веские козыри в виде результатов экспертиз, запрещающих строительство завода конкретной модели на конкретной площадке. Их, по мнению Александра Когана, у нас на сегодня нет. Главный эколог области дал понять, что аргументы «против», которые ему приводят местные жители и представители оппозиции, он слышит везде, где планируется подобная стройка, посему разжалобить речкой и журавлями область не получится.

Да и отступать, по большому счёту, некуда. Старые полигоны работают на последнем издыхании, новые открывать запретили. Выход один — строить заводы.

 

Вывод второй. Никакой местечковости 

Перерабатывать и захоранивать собственный мусор необходимо на собственной земле. С этим, кажется, согласно подавляющее большинство сознательных граждан. Но очень немногие готовы смириться с тем, что у них под окнами будут производиться манипуляции с отходами соседних районов и даже соседнего региона (Москвы). Значит, и завод нам необходим не на 600 тысяч, а на 100­—150. Остальное, согласно этой логике, должно перерабатываться у себя на местах — в Пушкине, Мытищах, Ивантеевке.

Александр Коган считает, что дробление предприятий приведёт к увеличению «мусорных тарифов» в семь­восемь раз… Так это или нет, до строительства заводов понять не представляется возможным. Наверняка в каких­то менее населённых регионах будут возведены предприятия с меньшими проектными параметрами, чем у сахаровского завода. На основе исчислений их экономической эффективности можно будет сделать какие­то умозаключения о тарифной политике. Жаль, что появятся они после подмосковных заводов и дадут почву для размышления тогда, когда уже многое будет нельзя изменить.

 

Вывод третий. Инвестор сам в раздумьях 

В Сергиев Посад приехали представители «дочки» корпорации «Ростех» — «РТ­Инвест». Узнали из их уст мы пока не так много. Подробные геологические и гидрологические изыскания на месте компанией, судя по всему, ещё не проводились. По крайней мере, они не обнародованы. И сами очертания итогового проекта известны лишь приблизительно.

Есть некий желаемый облик с кодовым названием «как в Костроме», куда сейчас возят экскурсии. В идеале будет построен закрытый сортировочный комплекс, четыре вида сепарации, включая инфракрасную, обезвреживание «хвостов» до 5­-го класса опасности, компостирование органики с «подстилкой», которая не позволит всяким миазмам просачиваться в грунтовые воды, строгий контроль и учёт ввозимых отходов путём видеонаблюдения и взвешивания мусоровозов на объекте…

Всё это мы должны увидеть на 3D-­презентации, которая состоится 10 мая. Тогда же, скорее всего, прояснится, оборудование каких марок и с какими рекомендациями будет составлять основу комплекса. 

Присутствовавшие на совещании жители Шеметовского поселения отнеслись к проекту скептически. В ответ они услышали, что сахаровский завод точно будет не первым в списке похожих предприятий и  будет возможность убедиться воочию в правоте инвесторов и регионального правительства.

 

Вывод четвёртый. Хуже не будет, ибо хуже некуда 

Александр Коган настаивает: более отвратительного способа хранения бытовых отходов, чем тот, который мы использовали последние несколько десятков лет, человеческая цивилизация не знала. Министр ссылался на историю и опыт зарубежных стран, приходил к выводу, что Япония во времена «мусорного кризиса» 60­-70­-х была в более аховом положении, чем Подмосковье, но волевым решением государства с проблемой разобралась на зависть многим странам.

Задача нашего региона, сформулированная чиновником, — провести скорейшую дегазацию и рекультивацию имеющихся полигонов и перейти к более цивилизованному обращению с отходами в ближайшие несколько лет. Парфёновская свалка, по мнению министра, в нынешнем виде представляет в десятки раз большую опасность, чем гипотетический сахаровский завод. Согласно обновлённым графикам, данная куча мусора будет приведена в «божеский вид» не в 2026-­м, а в 2021 году. Мусороперерабатывающий же комплекс, если не откроются обстоятельства, которые станут препятствием для строительства, будет открыт в декабре 2019 года.

 

Сергей Рунько 

Фото Сергея Борисова