Алексей ВУЛЬФОВ — композитор, автор книг, радио- и телеведущий и в то же время — эксперт в железнодорожном деле. Выпускник Гнесинского института, работал с Георгием Свиридовым, писал симфоническую музыку и музыку для кино, но однажды возглавил Общество любителей железных дорог и с тех пор почти всё своё время посвящает паровозам и узкоколейкам.

Мы встретились на открытии выставки портретов Саввы Мамонтова в музее «Абрамцево», и вряд ли какое другое место подошло бы лучше: в абрамцевской усадьбе промышленник Мамонтов поддерживал кружок литераторов и композиторов и отсюда же управлял своим бизнесом, продумывая строительство новых железных дорог.

 

— Алексей Борисович, Общество любителей железных дорог занимается прошлым или современностью?

— В основном, конечно, историей. Мы сохраняем старые локомотивы и вагоны, помогаем открывать музеи железнодорожного транспорта, проводим выставки железнодорожных моделей, работаем в библиотеках и архивах. Сюда же можно отнести написание книг, выступления на телевидении и радио. Это группа людей, увлечённых именно железной дорогой, а не надстройками к ней — будь то политическими или социальными. Мы сохраняем саму фактуру железнодорожного транспорта.

— Как случилось так, что вы, композитор с академическим образованием, занимаетесь железными дорогами?

— Я собирался учиться на машиниста, поступал в железнодорожный техникум, но не прошёл по зрению. После этого довольно глубоко погрузился в музыку, работал с Георгием Свиридовым, Борисом Чайковским, но всё это время продолжал заниматься железной дорогой. Музыку я любил, хотя сейчас понимаю, что это не моё. Не должен был я этим заниматься, потому что у меня не получится так, как это получалось у тех композиторов, которых поддерживал Савва Иванович Мамонтов. А если не получается как у них, то тогда музыку не надо писать вообще. В этом смысле фигура Мамонтова для меня стала моральной поддержкой — он сочетал провидческое понимание железнодорожных вопросов и в то же время великолепно разбирался в искусстве.

— Какие проекты Общества считаете самыми удачными?

— Мы участвовали в создании депо Подмосковная уникального музейно-производственного комплекса «Паровозное-2». Участвовали в создании курсов обучения паровозников XXI века. Спасли от уничтожения уникальные локомотивы, в частности, паровоз серии С68, построенный в 1913 году в Петербурге. Помогали открывать Музей железных дорог России, каждый год проводим выставки моделей.

— Время от времени в Сергиев Посад приезжает настоящий старинный паровоз. Что это?

— Это ретро-туры компании «РЖД-тур», а для нас в первую очередь это прекрасный повод обратить внимание на то, как важно сохранять паровозы в действии. Этот возрождённый тур воплотил многолетнюю мечту многих — в России появились туристические ретро-поезда. И это тоже есть большой вклад Общества.

— Почему это было сложно?

— Главная сложность — отсутствие традиций ретро-туров. Всё пришлось создавать заново. Во всём мире таких примеров множество, но в СССР ничего подобного почти не было. Первый ретро-поезд в нашей стране был запущен 15 ноября 1987 года к празднованию 150-летия железных дорог России — паровоз П36. Что-то совершенно удивительное по тем временам.

— Как события развивались дальше?

— В 90-е наше общество первым в России обкатывало паровозы на дорогах страны. В 1995 году, 9 мая, по нашей инициативе прошла первая ретро-поездка поезда «Ветеран» по Московской окружной дороге. После этого вместе с РЖД мы активно внедряли регулярные ретро-поезда на паровой тяге. Впервые это произошло при участии предпринимателей в 2005 году в Ростове-на-Дону. Это был ретро-поезд для школьников, а уже в августе 2006-го такой появился в Москве. Тогда же стало ясно, что нужно готовить кадры — специалистов, которые бы ремонтировали паровозы. Все эти проблемы мы решаем вместе с РЖД.

— Вопрос о пассажирских поездах. Появятся ли в России частные пассажирские железные дороги и перевозчики?

— Это зависит от экономической и политической ситуации. В истории России соотношение частных и государственных дорог и раньше менялось. Думаю, что доля частных компаний может расти, но государство сохранит монополию, поскольку это слишком сложное и финансовоёмкое хозяйство. Слишком завязанное на все сферы жизни. Какие-то функции вроде ремонта и обслуживания могут передать частным компаниям, но этим, скорее, всё и исчерпается, иначе возникнут проблемы.

— Как чувствуют себя туристические частные дороги? Например, в Переславле?

— Сегодня это почти единственный в России частный музей узкоколейной техники. Она сильно отличается от железнодорожной техники широкой колеи, и эта уникальность определяет самобытный характер музея. Второй такой музей есть в посёлке Тёсово-Нетыльский в Новгородской области, его создала группа энтузиастов-любителей. Остальные железнодорожные музеи принадлежат РЖД, причём за последнее время их стало гораздо больше — в 2004 году был всего один, а теперь десять.

— Частные узкоколейки смогли стать прибыльными?

— Зарабатывают они немного. Как правило, без поддержки извне такие организации трудно сводят концы с концами. И то — большим, честным, изнурительным трудом.

— Мы находимся в Абрамцеве. Что вас связывает с этими местами?

— Я с детства помню станцию «Абрамцево». Проезжать мимо неё всегда было так волнующе — дальше начинались заповедные леса, и я ребёнком был уверен, что именно там живут сказочные совы, где-то на берегу пруда сидит Алёнушка, ходят диковинные звери. Я не спал, прижимался к окошку, и тут начиналось что-то необыкновенное. А после Загорска начинали встречаться на станциях паровозы депо Александров — настоящие, действующие, и это зачаровывало. Паровозы! Я ездил по этой дороге сотни раз, и в этом лесу чувствуется прежняя сила, в любую погоду он остаётся настоящим.

 

Владимир Крючев

Фото vmeste-rf.tv, vk.com/old_arkhangelsk

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Вульфов:

А какие шедевры железнодорожной архитектуры создал Савва Мамонтов! Какое дивное было деревянное зодчество на его вокзалах! Над проектами работали великие Кекушев и Иванов-Шиц, и любой вокзал по вашему направлению был шедевром».