Законопроект о запрете рекламы на ТВ внесли в Госдуму члены Совета Федерации Валерий Рязанский и Сергей Лисовский. Авторы считают, что рекламодатель подменяет собой медработника и стимулирует самолечение. 

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко охарактеризовала ситуацию с рекламой лекарств на телевидении словом «безобразие». «Лекарства должен выписывать доктор, он должен советовать, — заявила она. — Кому-то это лекарство помогает, а для кого-то это может быть убийственно. Над этой темой, я считаю, надо поработать».

Предлагается запретить распространение в телепередачах и телепрограммах рекламы лекарственных средств.

Авторы обратили внимание на то, что компании заинтересованы в рекламе в телепрограммах и телепередачах вновь разработанных дорогостоящих лекарственных средств. Кроме того, указали они, на рекламе на телевидении целиком основывается рост рынка антидепрессантов, поскольку люди, которые употребляют эти препараты, обладают в силу депрессивных психических состояний повышенной внушаемостью.

«Между тем неконтролируемое употребление этих препаратов, в том числе несовершеннолетними, может способствовать росту суицидов, чему есть недавние примеры за декабрь 2017-го», — отмечают авторы.

Рекламодатель лекарственных средств, распространяющий соответствующую рекламу в телепередачах и телепрограммах, подменяет собой медицинского работника, чем стимулирует самолечение, предлагая потребителю «простые» средства от повышения давления, от высокого уровня холестерина, от ожирения и так далее, обеспокоены в Совфеде.

Телевизионные компании будут настроены решительно против такого развития событий, считает глава комитета по соцполитике Валерий Рязанский. А как может быть иначе, если их доходность напрямую зависит от рекламы и запрет на продвижение лекарств может серьёзно пошатнуть их финансовую стабильность? Тем не менее Рязанский подчеркнул, что «не надо навязывать людям лекарства в обход врачей».

«Иностранные фармацевтические компании могут быть прямо заинтересованы в расширении рекламных бюджетов вне зависимости от пользы для пациентов, поскольку налоговое законодательство позволяет вычитать расходы на рекламу из налогооблагаемой базы», — отмечают сенаторы.

Также они считают, что реклама, адресованная персонально неопределённому кругу зрителей телепередач и телепрограмм, не позволяет учесть индивидуальные особенности здоровья, наличие показаний и противопоказаний к применению конкретным потребителем того или иного лекарственного препарата, подлежащего отпуску по рецепту.

Авторы инициативы отмечают, что реклама лекарств не запрещена в специальных медицинских журналах.

Напомним, что в ноябре представители верхней палаты внесли поправки в Закон «О рекламе», запрещающие печатать навязчивую информацию на квитанциях по оплате услуг ЖКХ. Тогда член комитета Госдумы по экономической политике Игорь Торощин сказал: «Рекламщики и управляющие компании исходили из сомнительного постулата, что разрешено всё, что не запрещено. С принятием этого закона мы положим этому конец». Теперь конец намерены положить сомнительной практике распространения лекарств не по рецептам врачей, а по советам ТВ.

Источник: ИА REGNUM