Об иллюзио­нистах говорят, что им сложнее других — ведь чтобы показать фокус, нужно в совершенстве владеть сразу несколькими сценическими профессиями: быть актёром, мимом и оратором, а кроме этого и психологом. В Сергиевом Посаде иллюзионистов можно сосчитать по пальцам одной руки. Антон Колесов — один из них. Он рассказал нам о себе, о зрителях, о волшебстве и упорстве.

 

— Ваш первый фокус?

— Когда мне было лет семь, дедушка показал мне фокус с картами — стучишь по колоде, и нужная выезжает. Я разучил его, показывал друзьям, а потом надолго забыл о фокусах. Много лет спустя, работая организатором шоу на выставках, я пригласил выступать одного фокусника. Краем глаза подглядел его «кухню», и мне захотелось узнать, как это работает. Я зазвал его домой и просто подпоил. И буквально пытал — выведывал секреты. Так я узнал несколько фокусов. И снова наступил перерыв: занимался театром, музыкой... Но потом меня однажды позвали на мероприятие, где я показал шоу мыльных пузырей. И там мне снова повстречался фокусник, но уже другой. Я посмотрел на его выступления и понял, что смогу лучше.

— Ваше первое выступление в образе фокусника принесло вам славу?

— Это было ужасно! Я выступал перед школьниками, и они меня жутко палили. Они понимали половину моих фокусов! Но благодаря этому я сделал программу, и мне было от чего отталкиваться. Потом я стал работать со взрослой аудиторией.

— На афишах вы всё-таки иллюзионист, а не фокусник. В чём разница?

— Когда люди слышат слово иллюзионист, они зависают на секунду, а потом у них возникает интерес — а что он делает? А со словом фокусник у людей не самые приятные ассоциации: они сразу думают о шулере, о клоуне.

— Чем вы занимались до иллюзий?

— Моя жизнь как слоёный пирог: борьба вин-чун, жонглирование и шары пои, музыка — я бас-гитарист в группе и исполнитель своих песен. А три года назад появились иллюзии.

— В каком амплуа вы выступаете?

— Больше всего люблю микромагию — фокусы на расстоянии вытянутой руки. Манипуляции с верёвочками, платочками, с кольцами или перстнями, которые проходят через палец. Что-то вроде такого (в этот момент с его пальца неизвестно куда исчезает только что блестевшее кольцо. — Ред.). С купюрами — их можно порвать и восстановить. Или проявить из воздуха (в воздухе раздаётся лёгкий шелест. — Ред.).

— Фокусы можно показывать с любыми предметами?

— Абсолютно! Наушники, салфетки, зубочистки... (окидывает глазами кухню. — Ред.). Соль, сахар... Годится всё!

— Вы придумываете фокусы или все они уже описаны?

— Всё уже изобретено. Ну почти. О некоторых фокусах раньше не догадывались по той причине, что не было соответствующего реквизита. Например, сейчас по­явились фокусы с гаджетами. Дайте-ка ваш телефон (в руках Антона обычный платок буквально «проходит» сквозь экран смартфона. — Ред.).

— Поделитесь секретом? Фокусники делятся секретами друг с другом?

Бывает, что да. Но есть такие, кто ими торгует. Я платил за некоторые фокусы по тысяче рублей, и это считается недорого. Ну и есть публикации. На самом деле фокусов миллионы.

— Вопрос о самых известных фокусах. Вы знаете, как «распиливают» женщину? Или подвешивают её в воздухе?

— В принципе это не секрет, всё это можно узнать и по телевизору. Но я вам не раскрою тайну, потому что существует кодекс иллюзионис­тов. Очень многие из нас болтают лишнего, и я думаю, что некоторые иллюзионисты с удовольствием «придушили» бы своих болтливых коллег. Фокусом можно свободно распоряжаться только в одном случае — если ты придумал его сам.

— Фокусы любят все без исключения?

— Не всем нравится состояние, когда им что-то непонятно. Есть люди, которые от фокусов чувствуют себя глупо. Некоторым от увиденного становится так плохо, что, кажется, ещё немного — и им вызовут скорую. Но чаще люди удивляются и хотят продолжения.

— Часто зрители разгадывают секреты фокусов?

— Случается, и обычно это бывают дети. Наверное, это потому, что ребёнок видит не шаблоны, а то, что происходит на самом деле. На их сознании не лежит столько фильтров, сколько у взрослого. Взрослый говорит себе — этого не понимаю. И всё, дальше он не пойдёт, не будет пробовать разгадать.

— Фокус — это всегда зрелище?

— Да, существует такой интеллектуальный вид — так называемая ментальная магия. Эти фокусы происходят в головах зрителей: например, фокусник угадывает цвет драже, который они загадали, или слово. А случаются удивительные примеры и в самых обычных фокусах, например карточных. В Аргентине был иллюзионист Рене Леванд, и самое интересное, что он освоил ремесло, потеряв в результате несчастного случая руку. И стал очень популярен!

— Где фокусник, там и маг...Случаются ли у вас сложности в общении с религиозными людьми?

— Один человек, помню, отказывался участвовать в фокусе — говорил мне что-то про Бога, спрашивал, какая это магия — чёрная или белая. В остальном с церковными людьми у меня такие же отношения, как и со всеми остальными. Если человек отдаёт себе отчёт в том, что это развлечение, что это искусство, что тут нет какой-то чёрной магии, то всё в порядке. Но я никогда не скажу вам, что это просто ловкость рук. Вот вам фокус, вы и решайте.

— У иллюзионистов принято брать псевдоним?

— Как и везде — кто-то выступает под своим именем, кто-то берёт новое, а кто-то искажает старое. Я мог бы стать Энтони или Антонио, но жду момента...

— Как вы узнаете, что время пришло?

— Мир подкинет. Какой-то прохожий назовёт меня так, и я пойму, что наступил час.

— Антон, теперь вы знаете, из чего делается волшебство. Не грустно ли от того, что секретов больше нет и удивляться нечему?

— У меня нет никаких проблем с этим. Другие фокусники показывают мне новые фокусы, которые я ещё не видел, и я удивляюсь им так же, как и все. Я постоянно удивляюсь.

 

 

Найти Антона можно в его группе Вконтакте.