Селковский художник Алексей Юревич на выставке в Торгашине напомнил землякам об истинном предназначении искусства

Пасторальные пейзажи, нетронутая цивилизацией природа, речка, в которой водится рыба, сельская тропинка к храму… Немодно это стало воспевать почему-то в последнее время. Не собирают любимые мотивы Шишкина-Левитана по одиннадцать миллионов просмотров на YouTube, не живут их авторы как короли, покупая пентхаусы в зарубежных столицах. Настоящим бунтарём выглядит тот, кто не хочет скандальной славы.

Алексей Юревич, семидесятисемилетний член Союза художников России, участник бесчисленных выставок — из таких. Не выкидывает перформансы, а привозит свои картины на малую родину — в Торгашино, в среднюю школу. «Пусть любуются земляки, не так много в их жизни светлого», — рассуждает мастер. И его порыв оценили. На выставку заглянули глава Селковского поселения Сергей Балакин и председатель районной общественной палаты Дмитрий Казанцев.

Культурная богема, бывает, стыдится своей малой родины: там скучно, не интересно… и дороги тракторами изъезжены. До Есенина им далеко: тот, сочиняя «Москву кабацкую», ни на минуту не забывал о селе Константиново Рязанской губернии и воспевал его как лучшее место на земле, оттачивая до совершенства классическую стихотворную форму. И к футуризму Сергей Александрович, как мы помним, не стремился, хотя и в те годы это было модно.

Алексей Юревич, подобно великому поэту, прекрасно чувствует современные поветрия и нарочито уклоняется от них. Не потому, что не умеет рисовать другое — прекрасно умеет. Были у него картины о космосе 60-70-х. Первые покорители Вселенной разжигали творческий энтузиазм и полёт фантазии. Просто нынешний авангард тянет скорее на арьергард. Хотя живописец соблюдает этику и жёстко коллег не критикует.

В поющую эскадрилью Маэстро из фильма «В бой идут одни старики» брали лётчиков-истребителей, умеющих отличать ноту «до» от ноты «фа». Чтобы называться современным художником-акционистом, достаточно уметь держать в руках гвоздь, молоток и не бояться что-нибудь прибить к брусчатке на Красной площади. Сознательный уход от эпатажа — нравственный подвиг для человека искусства XXI столетия. Уход из гущи событий на малую родину — подвиг вдвойне.

Обмотаться колючей проволокой, что-нибудь себе отрезать и станцевать где-нибудь в культовом месте — оно, конечно, требует решимости и воли. А ты попробуй берёзку изобрази, без похабщины, корову, пруд с кувшинками. Пускай самодеятельно, не по вузовским канонам, но так, чтобы твои земляки из Торгашина прослезились и спасибо тебе за это сказали. Слабо?

 

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Тамара АТЮШЕВА, искусствовед:

“Я знаю Алексея Ивановича как мастера традиционного народного искусства — это роспись по выжигу. Как художника-живописца я его увидела здесь впервые. Его работы согреты теплом. Как музейщик могу сказать, что он относится к самодеятельным мастерам. У него нет классического образования. Он пишет как человек, восхищённый окружающим миром. Это выражается в его светлой палитре, прозрачности, наполненности воздухом, светом, это подкупает.