Продолжение.

 

После отхода от Троице-Сергиева монастыря в январе 1610 года тушинского войска Сапеги и Лисовского окрестности обители представляли собой тяжелое зрелище: окрестные села и деревни были обращены в обгорелые руины; огороды и поля перекопаны рвами и ямами.

Тысячи увечных, больных, голодных, со всех сторон стекались по заснеженным дорогам к монастырю в надежде найти помощь и спасение. Многие умирали, не дойдя до обители. По свидетельству очевидца, «мертвецы лежали не только в монастыре, но и в слободах — в Служней и в Клементьеве, и в деревнях, и по дорогам (...) и не было возможности, ни исповедать кого-либо пред смертью, ни причастить св. Христовых Таин».

Видя страшное разорение окрестностей Троицкого монастыря, многие говорили: «Не быти уже Сергиеве обители по-прежнему».

Пока одни скорбели о прежнем многолюдстве и зажиточности селений вокруг обители, другие взялись за помощь бедствующим людям. Возглавил их Троицкий архимандрит Дионисий (Зобниновский). 

Собрав уцелевшую в осаде братию и монастырских слуг, он сказал: «…любовь христианская во всякое время помогает нуждающимся, тем более надобно помогать в такое тяжкое время». Братия и слуги возразили: «Кто, отец архимандрит, в такой беде с разумом соберется? Один Бог!» Архимандрит Дионисий ответил: «…мы, государи, обещали в иночестве умереть, а не жить. Итак, что у нас есть хлеба ржаного и пшеницы и квасов в погребе, все отдадим, братья, раненым людям, а сами будем есть хлеб овсяный; и без кваса, с одной водой, не умрем». Отца архимандрита поддержали монастырские слуги, простые служители и крестьяне: «…если вы, государи, будете из монастырской казны давать бедным на корм, одежду, на лечение, служить и лечить, то мы за головы и за животы не стоим».

Так, по призыву архимандрита Дионисия, братия и слуги Троице-Сергиева монастыря взялись помогать нуждающимся. В короткое время при монастыре были построены больницы, мужские и женские странноприимные дома. Конные объездчики собирали в лесах и на дорогах мертвых и умирающих. Мертвых достойно хоронили, больным всех сословий и званий предоставляли лечение в монастырских больницах, бездомных помещали в странноприимные дома. Сам архимандрит «дозирал болящих», келейник же его днем и ночью раздавал больным и раненым полотенца и деньги от имени отца архимандрита.

Представить масштабы бедствия, поразившего окрестности Троице-Сергиева монастыря после освобождения его от осады, позволяет свидетельство уроженца села Клементьева, священника Иоанна по прозвищу Наседка: «Хорошо помню, что мы с братом Симоном похоронили до четырех тысяч мертвецов, именно: в один день в срубе в приходе Николая Чудотворца в Клементьеве похоронили 860 человек, в другом убогом доме (общей могиле) похоронили 640 человек, в Терентьевой роще 450 человек; кроме того, хоронили в монастыре Живоначальной Троицы и в Служней слободе и у Пятницы, а иногда ходили для сего по деревням и там в течение тридцати недель, по нашему счету, похоронили более трех тысяч человек». Зимой и весной 1610 года священник Иоанн ежедневно погребал до шести и более человек, причем в одну могилу никогда не клали по одному человеку, но не менее трех, а иногда и до пятнадцати. Бедствия вокруг Троицкой обители, по словам отца Иоанна, продолжались полтора года.

Между тем, Смута на Руси продолжалась. Польский король Сигизмунд III еще в 1609 году объявил о желании занять московский престол и двинулся на Москву. Короля с его немалой армией остановила Смоленская крепость и ее мужественные защитники. Пока одна часть польской армии осаждала непокорный Смоленск, другая ее часть разошлась в разные стороны для грабежа. Так к разбойникам из войска самозванца Лжедмитрия II прибавились такие же разбойники из армии короля Сигизмунда.

В марте 1610 года князь Михаил Скопин торжественно вступил в Москву, освобожденную его армией от осады войска Лжедмитрия II, но в следующем месяце князь был отравлен. По общему мнению, молодого полководца отравил его дядя, царь Василий Шуйский. Смерть освободителя Москвы отвратила народ от царя Василия. Если не ненависть, то презрение к царю возросло после того, как в июне 1610 года 40-тысячное царское войско во главе с братом царя было разбито поляками гетмана Жолкевского в сражении под Клушином.

Оценивая трехлетнее царствование Василия Шуйского, омраченное военными поражениями и междоусобицей, москвичи говорили: «Наше Московское государство дошло до конечного разорения. Мы — словно овчарня, когда на нее волки нападут! Бедных православных христиан душат без милости, и никто не обороняет нас, никто не хочет помочь нам!» В июле 1610 года царь был сведен с престола и вскоре насильно пострижен в монахи. Власть в Москве перешла к правительству из знатнейших бояр.