На открытии выставки художественной керамики и графики в залах Дома художника на улице Шлякова был аншлаг. Друзья и коллеги, искусствоведы и музейные работники, театральные деятели и журналисты, а также родные, близкие и просто поклонники пришли поздравить авторов этой выставки — супругов Наталью Николаевну и Валентина Васильевича Ткачей. Они известные и чтимые мастера декоративно-прикладного искусства, оба — участники многочисленных районных, областных, зональных и республиканских выставок, «Осенних салонов», а также зарубежных — в ФРГ, Болгарии, Югославии, Японии; члены Союза художников России: В. Ткач — с 1982 года, Н. Ткач — с 1993 года.
Графика Валентина Васильевича и художественная керамика Натальи Николаевны — на одной выставке. Такое сочетание усиливает значимость обоих мастеров. И хотя экспозиция керамики — элемент декора персональной выставки графики Валентина Ткача, она заслуживает отдельного внимания: здесь представлены мелкая пластика, декоративные сосуды, декоративная скульп-тура, декоративные композиции из нескольких предметов. Народные, сказочные, природные мотивы, звери, птицы нашли отражение в художественно-прикладной керамике Натальи Ткач. «Я работаю с красной глиной. Это благодатный, тёплый материал, — говорит Наталья Николаевна, — стараюсь сохранить естественную красоту материала, цвет, используя для росписи цветные глины. Мой источник вдохновения — животные, окружающая среда, природа, так же как и художественный способ их отражения».
Для художественных произведений Натальи Ткач характерны простота, изящность и благородство формы, полновесность, объёмность. Восхищает решение темы в декоративных сосудах «Двое» (2017), «Лето» (2016), в декоративных скульптурах «Лев» (2010) и «Лис» — лесное зверьё выполнено настолько точно, что прочитываются характерные особенности образов: красота, сила, мощь льва и хитрость и удивительная пластика настороженного лиса.
Мы поинтересовались, почему художница обращается именно к этому виду искусства — художественной керамике.
— Ещё в детстве меня поразила красота греческих ваз, египетская скульптура и народное прикладное искусство. Всё это я увидела в учебниках истории: с восторгом рассматривала иллюстрации древнего мира, представленные там. И с детства помню дымковскую, каргопольскую игрушки, прялки, национальные народные костюмы, которые я увидела в Загорском историко-художественном музее, куда мы часто ходили с мамой. Детские впечатления самые яркие!
— И тогда же вы познакомились со своим будущим супругом?
— Да.
— А помните ли вы тот день? — спрашиваю Валентина Васильевича, который внимательно следит за беседой.
— А как же? — улыбаются оба.
— И сколько лет вы уже вместе?
— 39!
— А не обидно ли было вам, Наталья Николаевна, когда Валентин Васильевич был принят в Союз художников России, а вы удостоились этой чести только через десять лет?
— Нет. Я всё это время занималась детьми, а лепкой — в свободное время. Я очень серьёзно подхожу к этому вопросу. Но участвовала вместе с Валентином во всех выставках. А каждое такое участие — это ступенька вверх, творческий рост.
— Вот и сегодня ваши работы очень органично смотрятся в одной экспозиции. Ещё одна важная веха в вашей совместной творческой жизни и художественной жизни нашего города. Валентину Васильевичу удалось удивить своих коллег и поклонников серией графических произведений на библейские сюжеты. Валентин Васильевич, как-то вдруг вы предстали в ином качестве …
— Не вдруг. Я графикой занимаюсь со студенческих лет. Как говорится, одно другому не мешает. Тем более что керамика — такой вид искусства, в котором присутствуют и живопись, и графика, и скульптура. А если учесть, что в 70-е годы я увлекался книжной иллюстрацией, в частности, сказками Пушкина, то и нет никакой неожиданности в моём обращении к графике, а есть закономерность. Что же касается Библии, то она мне интересна и близка. Это священная история мира — и почему бы не рассказать о ней в графике?
Художник блестяще справился со своей задачей. Его графика на библейские темы может служить путеводителем по Библии. Здесь и «Поклонение волхвов» (2016), и «Крещение» (2016), и «Проповедь Иоанна Предтечи» (2016) и «Христос перед Пилатом» (2016), и «Поцелуй Иуды».
Общее впечатление зрителей от выставки — потрясающее.
Римма Кренделькова-Иноземцева
Фото Алексея Севастьянова
Досье
Наталья Николаевна Ткач
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: 9 апреля 1949 года, Загорск.
ОБРАЗОВАНИЕ: АХПУ им. Васнецова — отделение художественной керамики в 1970 году.
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: супруг — коллега по цеху В. В. Ткач; трое сыновей.
ЗВАНИЯ: член Союза художников России с 1993 года. Работы хранятся в Ростовском областном музее изобразительных искусств, в Таганрогской картинной галерее, в музеях Азова и Старочеркасска, в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, в частных коллекциях Германии.
Валентин Васильевич Ткач
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: 2 января 1947 года, Нарын Киргизской ССР, в Сергиевом Посаде — с 1989 года.
ОБРАЗОВАНИЕ: АХПУ им. Васнецова — отделение художественной керамики в 1970 году.
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: супруга — Н. Н. Ткач, художник декоративно-прикладного искусства; в первом браке пятеро детей, во втором трое сыновей (все — художники).
ЗВАНИЯ: член Союза художников России с 1982 года. В Сергиевом Посаде известен декоративной скульптурой для оформления интерьера ВНИИ игрушки (1991 год). Работы хранятся в Петрозаводском музее изобразительных искусств, в Ростовском областном музее изобразительных искусств, в Таганрогской картинной галерее, в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, в музеях Азова, Старо- и Новочеркасска, в частных собраниях Германии.