Принято считать, что на страницах газет печатают только новости. Однако мало кто задумывается, что сегодняшние события — это завтрашняя история. Мы решили повернуть время вспять и посмотреть, что писала наша газета по поводу принятия декларации независимости России в 90-х годах.

В подшивке издания за 1990 год об этом историческом документе мы не нашли ни слова. Это и не удивительно: ведь на тот момент такого праздника даже не существовало, его учредили только в 1992 году. Люди в принципе отнеслись к этому событию неоднозначно, и как показала в дальнейшем история, вполне понятно почему.

Начиная с 1991 года события в России развивались стремительно. В стране 17 марта объявлены референдумы с вопросами о необходимости введения поста Президента РСФСР и о сохранении Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Страна переживала тяжёлые годы: пустые полки магазинов, продукты по талонам, километровые очереди за одеждой. Настроения в обществе: так продолжаться больше не может, пришло время менять ситуацию. Зачем сохранять СССР? И тем не менее лидеры выступают за то, чтобы всё оставить как есть. «Я намерен выразить свою поддержку сохранению Союза — страны, в которой родились и жили мои деды и прадеды, и хотелось бы, чтобы жили и мои внуки и правнуки», — заявлял с полос газеты «Вперёд» (№ 33 от 16 марта 1991 года) первый секретарь ГК КПСС Василий Гончаров. Его с трибуны издания активно поддерживал народный депутат СССР Александр Крутов: «Вместо одного большого унитарного государства множество унитарных. Изменит ли это жизнь людей в лучшую сторону? Нет». Закономерно, что по результатам референдумов более 60 % загорчан отдали свои голоса за сохранение СССР и 75,5 % посчитали необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием.

Вскоре в России стартовала предвыборная кампания, где главный фаворит на кресло Президента — Борис Ельцин. Надо сказать, что политическая элита Загорска поначалу Бориса Николаевича не сильно жаловала, предпочтя поддерживать бывалого и предсказуемого Николая Рыжкова. Один из заголовков гласил: «Николай Иванович поправился и желает стать Президентом». Комментаторы не скупятся на критику Ельцина: «Такой-сякой Борис Николаевич! Президент должен быть человек молодой, энергичный и образованный. Все эти качества у Ельцина отсутствуют. Это карьерист, рвётся к власти, а дела мало. Ельцин хочет возродить капитализм, а нас сделать холопами». Но звучали и аргументы против Рыжкова: «Страна доведена до критического состояния, магазинные полки пусты… выдвигают в президенты Н. Рыжкова. Значит, они плохо испытывают этот кризис. Какой же это будет президент, если он работал премьер-министром и довёл страну до ужасного состояния?» Сочувствующих действующей власти оказалось не так уж много, в итоге Борису Ельцину было отдано 67,8 % голосов загорчан.

Август 1991 года принёс глобальные перемены — кровопролитную попытку государственного переворота. Многие помнят, как в один момент страна оказалась в информационном вакууме. Загорские газеты также вышли в свет с большим опозданием, типографии просто не брались их печатать. «Мы не были уверены, что газету не закроют, как это случилось с центральной и московской независимой прессой. Поэтому вам должно быть понятно, почему наша информация несколько устарела» —  пишут в газете «Вперёд»

№ 102 от 24 августа 1991 года. Зато потом пробел с лихвой восполнился хроникой очевидцев событий. Вот что писал о событиях 22 августа очевидец С. Шмелёв: «Баррикады, окружавшие московский «Белый дом», ещё не были разобраны… боевой дух защитников подчёркивали надписи на парапетах и щитах: «Но пасаран!», «Мишу на дембель», «Каждый, кто честен, встань с нами вместе»… У кострища надпись: «Павлова — на шашлык!» На здании бывшего СЭВ — «Хунта не пройдёт!» и «За Россию!». Особенно удачная игра слов какого-то ценителя Лермонтова: «Забил заряд я в тушку Пуго…» (Пуго Борис Карлович — советский государственный деятель, член ГКЧП и один из организаторов «августовского путча» — прим. автора). В целом люди восприняли перемены хоть и озабоченно, но вместе с тем как-то легко, будто назревавший давно нарыв наконец прорвался.

Интересно, что о празднике 12 июня как о Дне независимости России долгое время не вспоминали, по всей видимости, не считая, что это повод, достойный освещения в прессе. Даже в 1998 году в газете не нашлось ни поздравлений, ни заметки на этот счёт.

И напоследок хочется добавить, что для нашего города период политических перемен ознаменовался ещё одним знаковым событием. В 1991 году Загорску было возвращено старое название Сергиев Посад. Надо сказать, что этот факт вызвал много разногласий. Людям, прожившим всю жизнь в Загорске, при всём уважении к религии и преподобному Сергию Радонежскому было трудно принять переименование. Общественники не раз дискутировали по этому поводу, но, не придя к консенсусу, откладывали решение. И всё же 2 сентября 1991 года эпохальное событие произошло. Как писала наша газета: «Было принято решение о возвращение городу его исторического имени — Сергиев Посад. «За» проголосовали 82 депутата, «против» — 25, 12 воздержались». Уже 23 сентября президиум Верховного Совета РСФСР утвердил это решение загорских парламентариев. Думается, что на мнение депутатов повлияла в том числе и та демократическая атмосфера, которая установилась в стране. Перемены, которых так долго ждали наши сердца, стали наконец происходить.