В этом году 25 июня на Красногорской площади перед древними стенами Троице-Сергиевой лавры могла бы открыться традиционная в прошлом для нашего города ярмарка. Не одно столетие она ежегодно открывалась в десятую неделю после Пасхи. Так называемая «десятая ярмарка» продолжалась от одной до двух недель, собирая множество торговцев, покупателей и просто зевак. К сожалению, память о ярмарке почти стёрлась, её хранят лишь пожелтевшие от времени архивные документы и публикации по истории Посада.

Прежде чем обратиться к документам, вспомним, что время образования Красногорской площади и начала торговли на ней неизвестно. В целом, справедливым кажется мнение, согласно которому сама площадь и торговля на ней появились одновременно с основанием Лавры и распространением славы Преподобного Сергия. «Святая жизнь его, — читаем в одном из документов Лавры, — привлекла к нему людей, искавших от него слова назидания. Потребности душевные не могли быть без удовлетворения и жизненных потребностей телесных. Здесь пред его обителью являлись... с пищею для богомольцев — с хлебом, калачами и прочими потребностями».

Впервые Красногорская площадь упоминается в одном из июньских документов 1746 года. Тогда в большом майском пожаре сгорели сотни домов, кровли на зданиях и храмах самой Лавры. Во избежание пожарной опасности вышел запрет ставить лавки и гостиные дворы на Красногорской площади. Как видим, к 1746 году торговля на площади велась, по воскресеньям устраивались базары, но сведения о ярмарках встречаются поз­днее. Одно из первых относится к началу июня 1789 года, когда предприимчивый купец, заплатив в казну Лавры

50 рублей, получил право собирать с торговцев в свою пользу плату за места на площади во время «десятой ярмарки».

Накануне ярмарки в Сергиевский посад съезжались торговцы из Москвы, Дмитрова, Переславля, Александрова, Киржача и других городов. Приезжие купцы и местные жители, имевшие что продать, занимали размеченные кольями торговые места шириной от двух до четырёх аршин, платили соответствующие «поземельные деньги» и ставили свои временные парусиновые балаганы, лавки, палатки, рундуки, лари и столики с товарами. Так начиналась Троицкая или «десятая ярмарка» в Сергиевском посаде.

Ярмарка в Посаде отличалась широким выбором разнообразных товаров. Для примера посмотрим, чем торговали на «десятой ярмарке» в мае 1830 года. Тогда было разобрано более трёхсот сорока торговых мест. В число их входили несколько столиков платочниц и кружевниц, которым разрешили торговать прямо в Святых вратах обители. Место на выходе из ворот, на мосту через ров, отвели под шесть меняльных столиков. За ними расположились менялы, которые могли разменять серебряные монеты и бумажные ассигнации, имевшие разный курс, на медные деньги.

Остальных участников ярмарки постарались распределить в соответствии с их товарами. В результате были образованы большие мучной, рыбный и холщовый ряды. По числу мест им не уступал ряд лавочек с «красным» и «мелочным» товаром. Заметен был также ряд из тридцати двух блинных балаганов и съестной ряд. В последнем, кроме лавок с разнообразной снедью, стояли палатки квасников, сбитенщиков, пряничников и опять блинные балаганы. Здесь же стояли лавка пирожника, стол мясника и лавка с лимонами.

В отдельные ряды на ярмарке 1830 года постарались собрать лавочки с железным и шорным товаром, рядом с ними отвели места для ларей с замками, для стекольного товара и кож. Немало мест на ярмарке заняли платяные и чулочные лавки московских и переславских торговцев. С чулочниками соседствовали две табачные лавки москвичей. Отдельный небольшой ряд образовали лавки сапожников, башмачников, торговцев кушаками; неподалёку разместились меховая лавочка и лавка шляпника. Посуда на ярмарке 1830 года была представлена товаром из Гжели и хрусталём из Киржача.

Ярмарки в Сергиевском посаде традиционно отличались большим предложением игрушечного товара. Вот и в 1830 году был устроен игрушечный ряд из одиннадцати временных лавок посадских торговцев. Самые большие лавки открыли купцы Матвеевский, Ерофеев и Бочкин.

Ежегодные ярмарки в десятую неделю после Пасхи устраивались ещё не один десяток лет. Первая мировая война прервала традицию, а установленная затем Советская власть не стала давнюю традицию возобновлять. Почему бы, спустя столетие не возродить традиционную для Сергиева Посада «десятую ярмарку» на Красногорской площади, чтобы разнообразить жизнь горожан, увеличить приток туристов в город, помочь местным предпринимателям, художникам, артистам?