Как в Сергиевом Посаде поддерживают репутацию игрушечной столицы

«Город теряет традиции, теряет праздник!» — переживает Галина Верповская, актриса и одна из основательниц единственного в Сергиевом Посаде общедоступного кукольного театра «Бартрам». Новый спектакль коллектив представил к Дню кукольника, который отметили в марте. Это не совпадение: так они хотели привлечь внимание к дате, которая могла бы стать вторым днём города, если бы не была незаслуженно подзабыта.

Причин для опасений несколько, и дело даже не в том, что кукольный праздник проходит в городе почти незамеченным.

Перестал работать Институт игрушки — научная база отрасли. Ситуация с Музеем игрушки несколько лет оставалась неясной — говорили даже о возможном закрытии. И сувенирный ряд у Лавры за редким исключением не удивляет местным колоритом — похожий ассортимент запросто можно найти в любом другом городе Подмосковья.

Так долго добивавшийся звания игрушечной столицы — пусть и неофициальной, современный Сергиев Посад использует не все возможности, чтобы стать ею в полной мере. Галина и её коллеги-актрисы исправляют ситуацию по мере возможностей — возвращают городу кукольный театр, вкладывая в него собственные деньги.

Они — лишь часть небольшого, но активного сообщества сергиевопосадцев, готовых сделать всё, чтобы город не упустил былую славу. Мы встретились с этими людьми, которые ежедневно держат игрушку в руках: создают, продают и выставляют её.

 

Любители играют по правилам

Театру «Бартрам», названному в честь первого директора Музея игрушки, 13 лет, и все эти годы он ставит спектакли там же, в музее.

Коллектив любительский, но он старается работать по правилам настоящих театров: каждый год — премьеры, десятки новых кукол и даже собственное ателье. Были времена, когда они не могли позволить себе отдельное помещение, и тогда швейная мастерская переезжала на квартиры актрис.

Постоянным остаётся основной состав. Почти все занятые в театре — художники и дизайнеры по своей основной специальности. Театр, игра всегда были для них хобби, таковыми и остаются.

Закулисье театра — а на самом деле это уголок метр на два — испещрено бумажками с текстами ролей. Мало кто знает, что некоторые куклы весят несколько килограммов, и редко кто задумывается, что заставить их порхать над ширмой — тяжёлая в прямом смысле задача. «Спина устаёт сильнее всего, — признаются хрупкие актрисы. — Не голос, не руки, а именно спина».

 

«Сергий не был игрушечником»

Чтобы увидеть, как появляется на свет традиционная сергиевская матрёшка, достаточно записаться на мастер-класс в магазине «Город мастеров».

Для директора Анны Зайкиной это повод привлечь больше внимания к игрушке как к явлению, а заодно — создать рабочие места для художников. Здесь действует полный цикл: вот деревянную заготовку обтачивают на станке, а вот готовая работа играет красками и пахнет лаком.

Интерьер магазина «Город мастеров»

Интерьер магазина «Город мастеров»

 

Но не все сергиевопосадские мастера признают матрёшку традиционной и сергиевской. И не без оснований. «Матрёшка — это всего лишь интеллигентская забава», — рассказал нам посадский игрушечник, пожелавший остаться неизвестным. Он напомнил, что её в Россию привезли из Японии в XIX веке в подарок семье Мамонтовых, а там завертелось... «Более того, — продолжил он развенчивать устойчивые мифы, — Сергий Радонежский не делал игрушку. Почитайте — нигде в Житии Преподобного вы не найдёте упоминания об этом».

Как бы то ни было, но российская почва оказалась благодатной для упавшей на неё японской куклы.

Заведующий историческим отделом Сергиево-Посадского музея-заповедника Владимир Ткаченко не первый год предлагает сделать матрёшку брендом города. В то же время матрёшка, говорит Анна Зайкина, в России того времени стала показателем развития токарных технологий — не каждый сможет выточить и сложить одну в другую, а заодно совпала с традиционными представлениями о материнстве.

 

Узнают и понимают

«Сейчас интерес к посадской игрушке гораздо выше, чем несколько лет назад, — слова Анны Дмитриевой, художника ООО «Художественные изделия и игрушки», той самой фабрики, главной в городе, внушают оптимизм. — Появилось много коллекционеров, которые собирают работы исключительно одного мастера — например, Александра Варганова или Валерия Воробьёва».

Посадских игрушечников стали узнавать по почерку, по именам, и многие из них имеют поклонников не только в России, но и за рубежом. Да и сама игрушка как ни один другой жанр понятна без перевода.

Галина Верповская из театра «Бартрам» вспоминает новогоднюю историю. Однажды зимой, уже тёмным вечером, она случайно встретила рядом с Музеем игрушки семью из Франции. Гости не знали, куда в этот час можно пойти в Сергиевом Посаде, и Галина, конечно, позвала их в музей.

А то бы так они и не узнали, что в сотне метров от них проходит такое необычное представление, где открывается настоящая, несувенирная Россия. Ярко, смешно, искренне! Французская семья пришла в восторг.

 

 

прямая речь

Можно ли Сергиев Посад по-прежнему считать городом игрушечников?

 

Иван ХАРЧЕНКО, председатель Сергиево-Посадского отделения Союза художников России:

Можно, конечно, если сравнивать с другими городами. Хотя находимся мы не во времена расцвета: потеряли Институт игрушки, техникум игрушки стал другим, с музеем что-то происходит. Но игрушкой всё же занимаются, делают авторскую. Хотелось бы большего, конечно.

 

 

Анна ДМИТРИЕВА, художник ООО «Художественные изделия и игрушки»:

Конечно! В нашем городе по-прежнему много мастеров: кто-то занимается на производстве, другие работают дома. Наша фабрика каждый год участвует в выставках. Нельзя забывать, что в городе есть два музея — историко-художественный и Музей игрушки. А сколько книг написала Галина Львовна Дайн, сколько книг выпустил наш музей-заповедник — это же не просто так! В Богородском с успехом проходит фестиваль игрушки. Всё вместе это складывается в подлинное ощущение, что наш город — город игрушечников.

 

Анна ЗАЙКИНА, директор магазина «Город мастеров»:

Считаю, можно. У нас много мастеров, членов Союза художников, появляются и молодые. Конечно, закрытие Института игрушки — печальный факт, и это так или иначе влияет на репутацию города как центра игрушечного промысла. Но, возможно, игрушечникам в современном мире, где развиты социальные сети, большие институты нужны не так сильно — люди всё чаще работают сами, на себя и на своё имя.