Бытует мнение, что сельские школы во многом проигрывают городским. Но не спешите их сбрасывать со счетов! Есть малые деревенские школы, которые могут дать фору крупным. Вот, например, Кузьминская основная школа. По итогам прошлого и позапрошлого учебного года она вошла в сотню лучших по Подмосковью по качеству образования. В этом же почётном списке и наши давние районные передовики — физико-математический лицей, гимназия имени Ольбинского и лицей № 24 имени Корявина.

Чем же так хороша школа в деревне Кузьмино Шеметовского сельского поселения? Нам стало любопытно, и мы отправились в гости.

 

Дети — загляденье!

Первое впечатление: школа как будто пустая — ни беготни, ни шума. Мы, привыкшие к суете переполненных городских учебных заведений, немного теряемся — где дети-то? Оказалось, что учеников здесь всего ничего: 41 на предусмотренные 230 мест. Но не только поэтому в школе спокойная обстановка.

— Что-то ваши дети не хулиганят совсем, — высказываем своё удивление.

— А у нас это не принято. Наши ребята воспитанные, — говорит директор Ольга Дубровина.

Удивляемся дальше: при всём своём спокойствии кузьминские школьники совсем не замкнутые. Это общительные, любознательные мальчики и девочки, которые охотно откликаются на расспросы.

— Когда наши дети выезжают на районные конкурсы и выступления, нам говорят: «Даже не верится, что это сельские дети. Они раскрепощены и не стесняются преподносить себя». Это очень приятно слышать, — отзывается Ольга Николаевна.

 

«Как в элитной школе»

В чём секрет Кузьминской школы? Здесь во всём стараются найти плюсы. И даже исходно невыгодное положение не становится тупиком в развитии.

Школа в Кузьмине малокомплектная, и поэтому здесь вынуждены формировать совмещённые классы — так называемые классы-комплекты. Например, совместно учатся первый и второй классы. Во втором несколько ребят, в первом — всего один мальчик.

Вести полноценные уроки в совмещённом классе, то есть одновременно по двум разным программам — дело не из лёгких. Но у кузьминских учителей это получается, что подтверждается независимой оценкой успеваемости учеников: у них с багажом знаний всё в порядке.

Естественно, ограничен и штат педагогов: их всего восемь. Чтобы охватить школьную программу, учителя преподают несколько предметов. Например, Татьяна Жавжарова ведёт математику и труд, Светлана Сазанакова — биологию, географию и ИЗО. Чтобы овладеть «неродными» для себя предметами, педагоги оканчивают специальные курсы.

Трудности отчасти компенсируются тем, что учеников немного — в таких условиях работать легче, чем с классом в 30 с лишним человек. Да и самим ребятам это, можно сказать, на руку. «У нас как в элитной школе — с каждым работаем индивидуально», — говорят учителя.

 

О выпускниках. И немного о грустном

В Кузьмине гордятся тем, что больше половины учителей — выпускники школы. И очень переживают из-за того, что не смогли принять на работу двух своих выпускниц из-за отсутствия вакансий. Девушки отучились на филологическом отделении областного педуниверситета имени Крупской и хотели вернуться в родную школу. Но обстоятельства распорядились иначе, и теперь Екатерина Ишонина учит детей в Шеметове, а Наталья Новикова — в Москве.

2010-й был последним годом, когда эта сельская школа была средней, потом её сделали девятилетней. После девятого класса кузьминские выпускники расходятся кто куда: некоторые доучиваются в Шеметовской средней школе, часть идёт в медколледж, довольно часто выбирают и рабочие специальности.

Окончания текущего учебного года здесь ждут с замиранием сердца: так получилось, что в этой волне выпускного девятого класса нет. «Пробел» образовался, когда в своё время из соображений экономии распорядились не открывать чет-вёртый класс, в котором был один ребёнок. Эта школьная рана болит до сих пор.

— Нам очень жаль и обидно, потому что наши дети всегда хорошо сдают экзамены, а потом везде успешно поступают, — замечает директор.

А в следующем году выпускники в деревне Кузьмино будут. Им, нынешним восьмиклашкам, уже сейчас помогают определиться с профессией — времени для судьбоносного выбора остаётся не так много. Ребята поделились с нами своими стремлениями:

— Собираюсь идти на учителя русского и литературы.

— На инженера.

— Механиком или электриком, посмотрим.

— В медицинский колледж.

 

Технологиям здесь рады

В школе убеждены, что нужно соответствовать современности, и поэтому давно и с интересом дружат с новыми технологиями. Сами несколько лет назад перешли на электронный документооборот. Если в каких-то школах ещё можно встретить нежелание работать с компьютером, то тут он — верный друг и помощник. И не нужно никого подгонять, чтобы заполнять электронный дневник — оценки выставляются сразу же на уроке.

Кузьминская школа буквально нашпигована электроникой: в каждом кабинете выход в интернет, шесть интерактивных досок, проекторы. И два полноценных компьютерных класса, один из которых — мобильный. Начальная школа работает с нетбуками, ребята постарше — с ноутбуками (13 ноутбуков — это подарок школе от региона за вхождение в топ-100 по области).

Что важно, всё это богатство не пылится в сторонке, а активно используется на уроках. При нас учитель раздаёт малышам нетбуки, те их тут же включают.

— Мы на них работаем по окружающему миру, по русскому, по математике. Пишем, ставим галочки, определяем стороны, — наперебой отвечают на наши вопросы о нет-буках дети.

Заглядываем на минутку на урок у пятиклашек. Дмитрий Сазанаков рассказывает им о древней Греции. На интерактивной доске — историческая карта, которой учитель управляет со своего компьютера. На уроке тишина — всё внимание на то, что демонстрирует педагог.

Ноутбуки перевозят из кабинета в кабинет на специальной тележке. Для учителей это не только помощь и возможность разнообразить уроки: за использование инновационных технологий выплачиваются надбавки из стимулирующего фонда оплаты труда.

 

Экология и экономика

Сельская школа даёт не только теоретические знания. Педагоги подчёркивают, что очень важно искать вместе с детьми практическую реализацию проектов.

Давняя школьная традиция — это ведение приусадебного хозяйства. В теплице и на двух сотках земли выращивают помидоры, перцы и — самое главное — цветы. Каждую весну классы на подоконниках проращивают рассаду — ухаживают, следят каждый за своим лоточком. Ну, а летом и по осени на пришкольной территории виден результат труда.

Цветы, выращенные школьниками, украшают и клумбы у деревенских домов. А в этом году, рассказала нам учитель начальных классов Ульяна Губанова, рассада пойдёт и на новый большой цветник: всей деревней будут участвовать в конкурсе на лучшее оформление клумбы.

Школа активно развивает экологическое направление. Два года назад её ученик занял первое место на районной экологической конференции с проектом по изучению журавлей. В дальнейших планах — выехать в заповедник «Журавлиная родина» и оставить там полезный след, например, оформить информационный стенд.

На грядущую конференцию школьники готовят работу на тему возрождения лошадиных пород и истории коневодства в России. Пример — тут же, прямо в деревне: ребята дружат с конезаводом Мощалкова, который занимается в том числе возрождением русских пород.

Сельские педагоги готовят детей к реальной жизни, они делают акцент на то, что ребёнок должен уметь вести хозяйство. У девочек есть кухонный уголок, где они готовят разные блюда, а потом угощают ими друг друга и мальчиков. Также их учат основам шитья. Мальчики в школьной мастерской знакомятся со станками.

 

P.S.

Кузьминскую школу летом ожидает ремонт — будут делать кровлю и спортзал. Обновления будут и в столовой. Организатор питания Андрей Филин поможет отремонтировать изношенный пол. Заменят в столовой и стулья со столами — новую мебель к 35-летию школе подарило управление образования.

Директор Ольга Дубровина с благодарностью отзывается о сельхозкооперативе «Кузьминский» и его руководителе Олеге Хахунове, который постоянно помогает школе. Воплощение проектов без его поддержки было бы невозможным, говорит она.

Школа открыта к общению и новым достижениям, и потому ей идут навстречу.