Пожилые соотечественники продают свои квартиры, после чего, получив деньги, под предлогом своей недееспособности отсуживают недвижимость обратно, оставляя покупателей с носом, без жилья и честно заработанных рублей, а кого-то ещё и вовсе с многомиллионными долгами. Схема оказалась настолько рабочей и популярной, что начала распространяться ещё и на автомобильный рынок.

Обескураживающие истории по всей стране наполняют медиапространства, на корню уничтожив привлекательность вторичного рынка жилья. Одна из таких случилась со знакомыми автора статьи, потерявшими 6,5 миллиона рублей при попытке обзавестись крышей над головой в Ленинградской области. Сделку признали недействительной. Спустя 8 месяцев — ни квартиры, ни денег.

Схема появилась благодаря так называемому «казусу Ларисы Долиной». Известная певица в 2024 году перевела на «безопасный счёт» мошенников личные сбережения и средства от продажи квартиры на сумму 180 миллионов рублей. Хамовнический суд Москвы вернул эстрадной диве жильё, создав крайне опасный прецедент не только для покупателей, но и для риэлторов.

О вновь образовавшихся подводных камнях рынка жилья редакции рассказала юрист по сопровождению сделок с недвижимостью компании «Радмила» Асмик Токарева.

«Для меня это схема, которую взрастила сама правовая система, показавшая, что покупателя можно оставить без квартиры и денег. Мошенническая схема набирает популярность. Во избежание резонанса суды будут руководствоваться вердиктом по «делу Долиной», что откровенно тревожит риэлторское сообщество. Я более 15 лет работаю в этой сфере, пока таких случаев лично со мной ни разу не было. Но не так давно я была на сделке в Москве. Коллеги из столичного агентства сказали, что у них пять подобных случаев», — говорит Асмик Токарева.

Что должно насторожить покупателя? Первое — это цена. Если она намного занижена, лучше сделку не совершать. Второе — если продавец очень нервный, торопит сделку. Это то, что доступно при первом разговоре. Как застраховать себя? Реалии таковы, что на 100% обезопасить себя невозможно.

«Но я бы рекомендовала внести аванс и задаток по договору и недели две продолжать готовиться к сделке. С одной стороны, так вы даёте человеку подумать и прийти в себя, с другой — получаете на руки документ, по которому никого к сделке не принуждали. Также нужно постараться выяснить, почему происходит продажа (в идеале записать на видео), можно связаться с родственниками продавца (лучше взять нотариальный документ, подтверждающий, куда выселяется продавец). Ещё я предлагаю клиентам проходить освидетельствование психиатра в день сделки — это стоит 25-30 тысяч, но это лучше, чем потерять миллионы. Знаю, что на сделках начали работать психологи».

Рассчитываться нужно только безналичным способом, через аккредитив. Деньги продавец должен получать только после того, как квартира перешла в собственность покупателя

Как реагирует профессиональное сообщество? Подобные факты не замалчиваются, о них рассказывают в новостях.

Профильные гильдии требуют вмешаться в ситуацию и разработать механизмы, которые дадут основания судам вставать не только на сторону продавцов, но и защищать добросовестных покупателей, которые также являются потерпевшей стороной. Если покупатель прошёл все проверки и зафиксировал всё на видео, необходимо признавать его добросовестным и оставлять сделку в силе.

P. S. Тем временем Госдума начала обсуждать законопроект против мошеннических схем с недвижимостью. Для сделок предполагается ввести недельный «период охлаждения», позволяющий обдумать все «за» и «против» покупки и продажи квартир. Приобретать квартиры за наличные хотят запретить вовсе, а единственное жильё попытаются запретить продавать при отсутствии согласия собственника недвижимости, приютившего бывшего собственника квартиры. Ну а пока наследницы старухи Шапокляк прославляются на всю страну своими «нехорошими делами». Одна из таких, например, умудрилась «продать» квартиру сразу двум покупателям!

Впрочем, хорошие новости тоже имеются: Верховный суд Якутии пресёк попытку обмануть нового хозяина квартиры, встав на его сторону при попытке отсудить её обратно.

Сергей Рунько