Сергиев Посад стал на ещё один шаг ближе к удобному, современному и, главное, безопасному новому железнодорожному вокзалу. Это один из важнейших этапов реализации Стратегии развития и новой философии планирования городского пространства. Уже утверждено архитектурно-художественное решение и общее планировочное решение, впереди — их презентация жителям. Подробнее об этом и о развитии территории будущего административно-делового кластера в студии объединённой редакции рассказал Сергей Пахомов, депутат Госдумы, ответственный секретарь Попечительского совета Фонда развития г. Сергиев Посад.
— Строительство нового здания железнодорожного вокзала входит в перечень поручений Президента, утверждённых после визита главы государства в Сергиев Посад в 2024 году. Какие детали уже известны?
— Напомню, этому поручению предшествовала наша большая научно-исследовательская работа по созданию Стратегии пространственного развития города, одним из базовых элементов которой является новый транспортно-пересадочный узел. Он включает в себя современный, комфортный, безопасный железнодорожный вокзал и автовокзал. Это то, что сегодня нужно городу.
В рамках нашей транспортной стратегии мы подготовили пространственные и технические решения, решения по безопасности для нового ж/д вокзала. Да, там есть и архитектурные решения, но их бы я не стал называть окончательным — они были утверждены для того, чтобы выдать задание на проектирование, где нам важны пространственные характеристики: высотность, точное место привязки и т. д. Окончательный вид нам выдадут архитекторы, и он будет найден в процессе работы по подготовке проектно-сметной документации.
В следующем году РЖД должны приступить к строительству, и к началу 2029 года нам уже передать ключи от нового железнодорожного вокзала.
— Согласно Концепции и Стратегии развития Сергиева Посада, полностью переосмысляется восточная часть города — улица Симоненкова и мкр Скобянка буквально становятся новым городским центром. Назовите реперные точки будущих преобразований.
— Сегодня очевидно, что если мы будем реконструировать транспортно-пересадочный узел, то нам необходимо, чтобы грузовая часть железнодорожного вокзала переехала — и в Наугольном уже ведётся строительство нового транспортного пакгауза. Сейчас мало кто знает, кроме тех, кто проживает на ул. Симоненкова, что за железнодорожным вокзалом находится 8 га площадей, занятых различными ж/д путями, боксами и другими строениями. Когда всё это уедет, и территория освободится, логично, что вокзал должен выходить и объединять две части города, между ними будет большой крытый переход.
Часть функций железнодорожного вокзала будет размещена в том числе и над платформами, на втором этаже. Это требования времени и удобства. Улица Симоненкова будет расширена в сторону пакгауза, там пройдёт новая Восточная улица. Там же будет располагаться новое административное здание. На сегодняшний день чиновники разбросаны по всему городу, поэтому транспортный хаос в исторической части ещё усугубляется тем, что жителям нужно в какой-то из органов власти приезжать.
Это «броуновское» движение транспорта по городу тоже не добавляет нам сегодня комфорта в жизни. С появлением административно-делового центра все чиновники будут в одном месте, к ним будет удобно подъехать, будут комфортные стоянки, будет новая привокзальная площадь со стороны Звёздочки. Даже если отложить в сторону Стратегию развития, то это и так требование сегодняшнего времени, достаточно логичное развитие нашего транспортного узла.
— На каком этапе проработки сейчас находится вопрос строительства самих зданий административно-делового центра?
— Земельные участки определены, мы готовимся начать проектирование, которым займётся Фонд развития город. Всё лежит в логике нашей Стратегии. Я думаю, что в районе 2029−2030 годов всё уже должно быть готово. Конечно, процесс идёт не так просто — время для бюджетных инвестиций не такое простое. Но мы пока справляемся, я думаю, что здесь у нас проблем не будет. Тоже встает вопрос, в каком стиле будете проектировать. Та сторона (где будет размещен административно-деловой центр. — Ред.), как раз сторона нефтебазы, уже не историческая часть города. Там точно можно проектировать, опираясь на стекло, бетон. Если возвращаться к ж/д вокзалу, есть мнения, что надо воссоздать что-то историческое. Но сделать это невозможно по одной простой причине: исторического здесь никогда не было.
Был маленький деревянный вокзал, но, понятно, что мы его восстановить не можем. Но сделать внешний вид современного, удобного, комфортного транспортно-пересадочного узла мы должны таким, чтобы он был однозначно узнаваемый. Поэтому, конечно, будет место и стеклу, конечно, будет место и металлу, но при этом должно быть место камню, аркам и сводам, и отсылкам к традиционной нашей архитектуре, к лаврской архитектуре. И проектное бюро, которое будет работать, к этому готово, это поддерживает.
Более того, руководство РЖД тоже придерживается такого же мнения, что и мы, — это не должен быть типовой вокзал. И сегодня уже их предложение не является типовым. Мы скоро будем проводить презентацию, где поговорим о пространственных характеристиках, о каких-то дополнительных задачах. Там мы это всё и обсудим. Но я хочу всех успокоить, что это не будет просто стеклянная коробка. Такого мы точно не допустим, но даже и порыва такого нет.
— С точки зрения исторического контекста жителей волнует вопрос о судьбе памятника Мамонтову, здания железнодорожного вокзала, водонапорной башни. Получат ли переосмысление эти объекты?
— Это важные элементы архитектурного облика этой части города. Очевидно, что нет никакого смысла избавляться от памятника Мамонтову в месте, которое, в общем-то, своим появлением ему обязано. Но на этом месте будет расположена одна из частей нового железнодорожного вокзала, поэтому точку размещения скульптуры мы должны найти другую. Все вместе соберёмся, походим там.
Это, кстати, тоже может быть одной из тем для наших встреч — посмотреть, как спланировать в будущем жизнь сегодняшней привокзальной площади. Что касается старого железнодорожного вокзала, конечно, исторической ценности он никакой не представляет, потому что не раз был радикально перестроен, и то, что мы сегодня видим, это, в общем-то, некрасивое здание. Мы с коллегами из РЖД приняли решение, что вместе с архитектурным бюро, проектирующим вокзал, найдём варианты реконструкции и попытаемся придать ему максимально возможный в этих условиях исторический вид.
Может быть, поиграем с фасадами, крышу подправим, элементы какие-то добавим, это точно будет сделано. В одноэтажный маленький деревянный его перестроить мы не сможем, это факт, но постараться сделать его жемчужной и изюминкой территории мы, конечно, должны. Водонапорная башня — это абсолютно эксклюзив, и он будет как-то обыгран на новой привокзальной площади. Ещё одна тема для того чтобы всем вместе сесть, подумать — видение привокзальной площади, плавно переходящей в административную.
Вся территория от ул. Рыбной и до нефтебазы будет единым огромным пространством, по сути, одной из центральных новых площадей города. Поэтому любую зацепку по привлечению внимания, любую такую точку мы будем только поддерживать, сохранять, развивать, как-то обыгрывать, включать её в жизнь.
— Когда планируется презентовать проект нового вокзала жителям?
— В целом нам уже есть что сказать. В течение нескольких недель мы урегулируем последние детали: например, площадь нового автовокзала, может ли он быть совмещён с железнодорожным залом ожидания. Но моё мнение такое: мы должны очень хорошо подготовиться в техническом плане. Это знаковый и один самых важных проектов в городе, который повлияет на жизнь, само здание — наша визитная карточка, лицо. Поэтому мы должны подобрать знаковое место. Обязательно, кроме проектировщиков, должны будем позвать экспертов, чтобы они нам своё мнение сказали, подсказали, как что-то стилизовать под нашу историческую тему. Конечно, мы должны позвать тех жителей района, кому есть, что сказать по этому поводу. В этом году точно должны провести.
Беседовала Светлана Гирлина







