1 апреля 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации был опубликован Федеральный закон № 98-ФЗ «Изменение сроков проведения техосмотра». Для многих категорий транспортных средств интервалы прохождения технического осмотра автомобиля отныне ослаблены. Новые нормы должны были заработать совсем скоро, в июне. Однако нововведения потребовали более тщательной отработки всех механизмов взаимодействия, и срок вступления закона в силу перенесли на 1 марта 2021 года.

В погоне за безопасностью

По данным ГИБДД, порядка 5 % аварий на дорогах происходят, в том числе, из-за неисправности транспортных средств. Сколько всего ДТП были спровоцированы поломкой автомобилей, посчитать довольно трудно, так как реальная экспертиза ТС проводится редко, а вывод делается только на основании заявления водителя. Мы можем только предполагать, что косвенно на причину аварии влияют неисправность световых приборов, чрезмерная тонировка, а также установка на одну ось разных шин.

Все эти технические моменты призван регулировать плановый техосмотр. Однако на деле под ТО многие безответственные автолюбители подразумевают всего лишь получение доступа к оформлению ОСАГО, поэтому диагностическую карту большинство покупают онлайн, без посещения пункта техосмотра. О незаконности таких действий знают и сами водители, и страховщики, которые зачастую сами помогают «пройти ТО» без показа авто, и операторы, которые продают диагностические карты.

Для повышения безопасности дорожного движения правительство разработало ряд мер, направленных на ужесточение процедуры техосмотра. В частности, факт проверки машины предлагается фиксировать на фото, планируется завершить сертификацию всех постов ТО, разработать методику расчёта тарифа, а также повысить штрафы для недобросовестных сотрудников пунктов ТО и автовладельцев. «Не парьтесь, просто сейчас сделать техосмотр будет в разы дороже», — говорили одни. «Ежегодный техосмотр не имеет ничего общего с безопасностью на дорогах. Бесполезное мероприятие, направленное на отъём денег у автовладельцев», — возмущались другие.

Как выяснилось, ужесточающие меры ждут нас только в следующем году, штрафы — и того позже. А пока изменения коснулись лишь сроков прохождения техосмотра.

Техосмотр нужно проходить реже

На фоне прошлогодних «угрожающих» планов по ужесточению техосмотра меры по упрощению его условий оказались весьма неожиданными. В кратчайшие сроки — всего за несколько дней — новые сроки прохождения ТО были утверждены.

До недавнего времени легковые авто, грузовики до 3,5 тонны и мотоциклы не проходили техосмотр в первые три года, теперь этот срок продлён до четырёх лет, включая год выпуска. Раз в два года будут проходить ТО транспортные средства возрастом от четырёх до десяти лет, старше десяти лет — ежегодно.

По новым правилам легковые автомобили, грузовики категории «В», мотоциклы, прицепы, полуприцепы должны проходить технические осмотры в четвёртый, шестой, восьмой и десятый годы, а далее ежегодно. «Если у машины нет диагностической карты, техосмотр проводится на четвёртый год. Если диагностическая карта есть, техосмотр проводится непосредственно перед окончанием её действия. При этом, если автомобиль младше десяти лет, то новая диагностическая карта выдаётся на два года, а если старше, то на один год», — прокомментировали в ГИБДД.

Для такси, автобусов, а также грузовиков, предназначенных для перевозки пассажиров, диагностическая карта выдаётся на год, если машина младше пяти лет, и на полгода, если старше. С аналогичной периодичностью придётся проводить ТО грузовикам категории «С», учебным автомобилям и транспортным средствам со спецсигналами, возраст которых превышает пять лет. То же касается и автомобилей, оборудованных для перевозки опасных грузов.

Что смотрят на ТО

Процедура технического осмотра регламентирована действующим законодательством и проходит в два этапа. Сначала — визуальный осмотр. Как ни странно, именно на первой стадии нередко владельцу авто отказывают в разрешении эксплуатировать ТС.

Итак, автомобиль должен соответствовать заводской комплектации. В действующих с 2018 года правилах чётко оговаривается, что нельзя устанавливать на авто комплектующие машин других марок и моделей. Также в первую очередь обращают внимание на исправность ремней безопасности. Техник заглянет в багажник и спросит про наличие годного огнетушителя, знака аварийной остановки и пригодного для эксплуатации запасного колеса. В визуальный осмотр входит проверка зеркал заднего вида, лобового стекла на наличие повреждений со стороны водителя, а также правильность установки номерного знака. Под запретом, кстати, любые не согласованные с ГИБДД наклейки на стекло, которые не входят в перечень предупреждающих знаков. «Туфелька» или «чайник» в красном треугольнике — из разряда недопустимых.

Далее осмотру и проверке подвергаются осветительные приборы, звуковой сигнал, замки и блокирующие системы дверей, багажника и капота. В системах автомобиля должно быть достаточно технических жидкостей. Самая неприятная для большинства водителей проверка — измерение светопропускной способности тонировки стёкол. Следует помнить, что тонировать можно только заднее и боковые задние стёкла.

 

 

ТО в пандемию

В условиях пандемии пункты техосмотра временно закрыты, а значит получить диагностическую карту невозможно. Многие автолюбители сталкиваются с проблемой в получении полиса ОСАГО. Страховку возможно оформить в онлайн-режиме, однако пройти ТО онлайн не получится.

Опустим способ покупки полиса вместе с диагностической картой как незаконный. Кстати, любителям таких несанкционированных онлайн–техосмотров сотрудники ГИБДД напоминают, что последствия таких действий могут быть вполне печальными. Большинство операторов, выдавших «бумажку», через некоторое время удаляют номер диагностической карты из системы ЕАИСТО. Это может привести к аннулированию полиса ОСАГО и отказу в выплате при наступлении страхового случая. В период ограничительных мер Центробанк пошёл навстречу автолюбителям — приобрести полис ОСАГО можно без предъявления диагностической карты, а пройти ТО — в течение месяца после завершения режима самоизоляции.

В Сергиево-Посадском городском округе действуют десять лицензированных операторов технического осмотра автомобилей. Для прохождения ТО необходимо собрать документы, обратиться в один из аккредитованных центров, предоставить автомобиль для диагностики, оплатить услугу по тарифу и получить диагностическую карту.

При выявлении недочётов автовладелец должен устранить их в течение 20 дней. Ответственность за техническое состояние транспортного средства лежит на его владельце, а значит, не стоит пренебрегать прохождением техосмотра.

Дарья Трофимова

Фото Сергея Семенькова